бюро независимых экспертиз


Методические подходы к оценке городской
территории в современных условиях

3. Существующие теории городского расселения. Современные проблемы и тенденции

Выше отмечалось, что современные тенденции расселения невозможно рассматривать в отрыве от общей социальной и экономической ситуации в обществе. Процесс индустриализации страны означает увеличение промышленного производства. Развитие промышленности и ее концентрация в крупных городах способствует миграции большого числа сельских жителей в города в поисках более высокооплачиваемой работы.

Последующее изменение характера промышленного развития и урбанизации влияют на состав рабочей силы. С ростом численности горожан усиливается потребность в расширении сферы торговли и услуг.

Заметим, что особенности технического развития в прошлом накладывают отпечаток на образ жизни современных членов общества. Например, до изобретения автомобиля люди стремились жить недалеко друг от друга (особенно это касалось родственников и близких друзей).

Рассмотрим это на примере Америки. Усовершенствование средств коммуникации и системы транспорта в XX веке, утверждается в (3), в значительной мере способствовало разрастанию городов по всей стране.

Кроме того, в городе социальная мобильность значительно возрастает: статус людей определяется занимаемыми ими должностями и имуществом, которым они владеют.

Это отчетливо видно на пространственных структурах городов, как человеческих общностей. В Америке зачастую это выражается в виде метрополии: центрального города и пригородов. Отметим, что 32% всего населения страны проживает в центральных городах, в то время как в пригородах живет 44% населения, остальные вне городов.

Для центральных городов характерны некоторые общие черты, в частности, большое влияние на их развитие оказал социоэкономический статус их жителей. Статистика свидетельствует, что среди жителей центральных городов преобладают люди, имеющие сравнительно низкий достаток, уровень образования и профессиональной подготовки, в то время как индивидуумы с более высокими доходами и уровнем образования предпочитают жить в пригородах. Многие из тех, кто живет в пригородах считают, что главные ценности для них - это дом и семья. Однако подчеркнем, что социоэкономическое различие между пригородами и центральными городами становится значимым лишь в тех случаях, когда города становятся крупными, старыми и неспособными расширяться.

Быстрое развитие пригородов знаменуется внедрением в жизнь сначала автомобиля и повышением мобильности населения, затем массового жилищного строительства в начале 50-х гг., и в начале 70-х годов переведением в пригороды многих городских предприятий сервиса и торговли.

Несмотря на то, что раньше существовала четкая связь между социальным статусом человека и его местожительством: чем выше статус, тем дальше от города он живет, сегодня возникла новая тенденция. Этот процесс, названный джентрификацией, противоположен расширению пригородов: с ним связана тенденция к расширению строительства жилых домов улучшенного качества в городах - их заселяют семьи более высокого достатка. Отмечено, правда, что интеллигентные семьи (т.е. “джентри”) предпочитают жить не внутри городов, а в более фешенебельных районах, где издавна живут главным образом владельцы частных особняков и люди интеллектуального труда. Заметим, что джентри по-прежнему избегают жить среди тех, кто не принадлежит к их кругу.

На примере города Хабаровска можно увидеть, что и здесь эти тенденции имеют место. Ускоренное развитие центральных районов города с 40-х гг. изменилось на развитие отдаленных районов и пригородов с начала 90-х годов. Это объясняется повышением мобильности населения вследствие массовой автомобилизации (сегодня, по оценкам ГИБДД, в городе каждый четвертый имеет личную машину). Хотя такой процесс как джентрификация нас не миновал. В городе сегодня строится, особенно в центре, достаточно много комфортабельного жилья для обеспеченных людей - это так называемые элитные дома, в которых проживают люди примерно одинакового социоэкономического статуса.

Сегодня существует несколько теорий пространственного распределения населения, влияющие в том числе и на стоимость земли.

Теория централизации подразумевает, что общности людей образуются, когда они вынуждены торговать в определенном центральном месте, вместе работать или осуществлять централизованное управление обширной территорией. В том, что своим появлением город Хабаровск обязан этой теории, нет сомнения. Он выполняет сегодня практически все функции, способствующие централизации населения в городе.

Гипотеза концентрических зон предполагает, что развитие города сопровождается формированием концентрических колец, или зон. В каждом кольце сосредоточены определенные экономические и жилые структуры. В отношении города Хабаровска эта гипотеза раньше выражалась неявно, что объяснялось экономическими и идеологическими принципами.

Теория секторов утверждает, что развитие городов происходит путем секторов или квадрантов, похожих на кусочки пирога. Причем направление расширения городских территорий обычно соответствует специфике транспортных путей и уже застроенных районов. Развитие секторов в определенном направлении продолжается в течние примерно 30 лет.

Применительно к городу Хабаровску отметим, что теория секторов здесь более ярко выражена, чем гипотеза концентрических зон. Основное развитие Хабаровска идет по нескольким линиям, связанных с транспортными путями. Например, улицы Краснореченская и Тихоокеанская. Соответственно сектора жилых, производственных и социально-бытовых объектов размещаются вдоль данных линий.

Теория многоядерности говорит о том, что в современных городах есть, как правило, несколько деловых, жилых, производственных и прочих центров. Поэтому потребности некоторых сфер человеческой деятельности лучше всего удовлетворяются в определенных районах города. Зачастую предприятиям примерно одного профиля бывает выгодно находиться поблизости друг от друга.

В этом отношении город Хабаровск приближается к такому состоянию. В городе насчитывается не один а несколько деловых, социально-бытовых и торговых центров. Как пример можно привести центральную улицу Муравьева-Амурского, первое кольцо в Южном микрорайоне, поворот спиртзавода в Северном, а также остановку Большая в микрорайоне Большая-Вяземская.

В целом, как уже отмечалось, социальная мобильность населения имеет большое значение для пространственного распределения в городе. Для Хабаровска, согласно (2), это рассматривается на примере одного из его районов - Железнодорожного. Отметим, что этот район является инфраструктурным для города.

Проанализируем структуру мигрантов по возрасту и образованию.

Как утверждается в работе “наблюдается некоторое “вымывание” квалифицированных кадров”. Доля приезжающих с образованием средним и ниже, в общей численности, более высокая, а доля лиц с образованием средним специальным и высшим - выше в числе выезжающих. Кроме того, по возрасту больше приезжающих от 30 и выше, а наибольшее число выбывающих в возрасте от 16 до 29 лет.

Проведенный анализ будет неполным без изучения мотивов миграции. И здесь кроются весьма неожиданные факты.

Для прибывающих самые значимые факторы такие (по степени убывания): родственные связи, неудовлетворенность жильем, низкая заработная плата. Для выбывающих: неудовлетворенность жильем, родственные связи, неподходящий климат. Интересно, что заработная плата по значимости, для выбывающих, стоит на 5 месте. Помимо этого, в целом мотивы выбытия более сильные чем прибытия - 55 против 35 процентов, а также большую роль играют негативные факторы, которые в сумме действуют сильнее чем позитивные. Заметим, что социальные факторы (неудовлетворенность жильем, родственные связи, неподходящий климат) имеют первое место в качестве мотивов выбытия. В то время как экономический фактор (заработная плата) обладает низкой мотивацией.

Определенную роль в миграции играет социально-экономическое положение предприятий района. Как подчеркивается в (2), “в целом высокая профессиональная мобильность наблюдается при переходе работников с предприятий с более низким уровнем социально-экономического развития, на предприятия, с высоким уровнем этого развития”. При этом “движение рабочей силы между предприятиями с одинаковым уровнем социально-экономического развития характеризуется определенной стабильностью. Но стремление остаться в группе предприятий с приблизительно равными социально-экономическими условиями будет тем больше, чем лучше экономическое положение предприятий данной группы”.

Соглашаясь в целом с этими выводами, отметим, что в современных условиях миграция имеет и другие причины. В частности, это различие между плановой (или постплановой) и рыночной экономикой (к которой мы все ближе с каждым годом). В плановой экономике зарплата была наименее значимым фактором для миграции и неосновным различием между социальными слоями. Уровень заработка рабочего и социально-бытовые условия в разных регионах были примерно одинаковы. В рыночной экономике все изменилось: уровень заработка и социально-бытовое положение может различаться в несколько раз. Кроме того, сегодня высшее образование распространено намного шире, чем 20-25 лет назад, поэтому доля лиц с высшим образованием в составе рабочей силы намного выше. Помимо этого, сегодня нет прямой и однозначной связи между уровнем образования, квалификации, возрастом и уровнем дохода. А это только увеличивает социальную мобильность населения. Поэтому такие факторы как престиж, мода на дорогое и т.д., имеют более высокое значение для перемещения в пределах города, в том числе и при выборе места жительства.

Возвращаясь к американскому опыту заметим, что для разных социальных слоев разные факторы имеют определяющее значение при выборе места жительства. Для лиц с низким уровнем дохода важна стоимость жилья. Для среднеобеспеченных семей - это престижность района. Для богатых и высокооплачиваемых американцев значение имеет климатическая зона и экологическая чистота места жительства. Надо сказать, что в последнее время в Хабаровске отмечаются некоторые схожие тенденции. Хотя для нас еще очень сильны остаточные явления всеобщего социального равенства, например - в оплате коммунальных услуг и квартплаты, а также в различных социальных выплатах и трансфертах. С дальнейшим усилением рыночных отношений эта дифференциация будет намного сильнее, и тогда станет ясно - кто, где, и за сколько будет жить, - что естественно отразится в цене земли.


Часть 1     Часть 2     Часть 4


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: