бюро независимых экспертиз


Налогообложение имущества предприятий

1. Обзор современного российского законодательства

Прежде определимся в основных понятиях.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Теперь непосредственно к основному обзору (по следующим документам: Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ”, Закон РФ “Налог на имущество предприятий”).

Налог на имущество предприятий - региональный краевой налог (край как субъект РФ). При этом половина поступлений от этого налога зачисляется в бюджет региона, а другая половина в местный (городской) бюджет.

Конкретная ставка налога определяется решениями органов государственной власти региона (края).

Порядок уплаты таков: при определении налогооблагаемой прибыли уплачиваются в первую очередь все поимущественные налоги, затем все остальные.

Существующие льготы по налогам:

Налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. При этом основные фонды могут переоцениваться по решению Правительства России. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Ставка налога на имущество с 1 января 1998 г. - 1,5 процента, до 1 января 1998г. - 2 процента.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

2. Зарубежная практика налогообложения имущества предприятий.

США. Для исчисления налога на недвижимость местные власти создают “отдел оценщиков недвижимости”, которые действуют независимо от местных властей. Подбираются в состав оценщиков специалисты, разбирающиеся в бухгалтерии, строительном кодексе, местном законодательстве. Ежегодно они проводят оценку всей недвижимости на территории муниципалитета или округа. Оцениваются, например, на каждый данный финансовый год дом, постройки на приусадебном участке, причем при оценке учитываются изменения и улучшения, произошедшие со времени последней оценки. Размеры налога в каждом штате разные: в северных округах Вирджинии, например, они составляют 1 доллар 19 центов на каждые 100 долларов оцениваемой собственности. Это значит, что если оценка дома с участком земли и постройками составляет 245 тыс долларов, то домовладелец обязан уплатить 2 915 долларов 50 центов.

Налог на недвижимость относится к местным налогам и приносит в муниципальный (или окружной) бюджет наибольшие поступления. Кроме налога на недвижимость существует налог на движимое имущество: автомашины, грузовики, дома-трейлеры, катера, яхты и др. Налог на движимое имущество приносит примерно 10 процентов поступлений.

Франция. Налог на имущество в стране относится к местным налогам. Сюда входят: налог на землю с постройками, на землю без построек, на жилье. Ими облагаются все собственники, арендаторы и предприятия - как физические, так и юридические лица.

Доля налогов на недвижимое имущество в общей сумме поступлений от местных налогов составляет около 50 процентов. Ставки налогов сильно варьируются по местностям и рассчитываются, как правило, из оценочной стоимости находящихся в собственности или арендуемых земли и жилых построек.

Ожидается, что местные налоги будут и впредь проявлять тенденцию к повышению. Это связано с общей политикой децентрализации и повышения роли местных органов власти в управлении.

Испания. Налог на имущество (причем неважно, где оно находится в Испании или за рубежом!) относится к прямым налогам переданным в ведение автономиям. Автономные власти взимают налоги и на первом этапе оставляют их у себя. Затем эти средства, а также государственные отчисления распределяются в рамках Фонда межмуниципального сотрудничества между автономией, мэриями и муниципалитетами в зависимости от уровня их развития и потребностей в финансировании.

К ведению местных властей относится налог на недвижимость. Его сумма устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии и муниципалитеты самостоятельно устанавливают ставки налогов в рамках существующих лимитов (от 0,4 до 1 процента). Так, в Мадриде ставка налога составляет 0,4 проц кадастровой стоимости недвижимости, а в Барселоне - 0,9 проц.

Швеция. Продажа недвижимости, сдача в аренду жилья относится к сфере капитала и попадает под действие закона о доходах с капитала. Со всех доходов, которые подпадают под действие этого закона, выплачивается 30 проц налога.

При продаже постоянного жилья налогообложению подлежит только 50 процентов полученных от этого средств. Продажа другой частной собственности влечет за собой налогообложение в случае, если доход от нее превышает 50 тыс крон.

Кроме налога на недвижимость существует имущественный налог. Он взимается в размере 1,5 проц с суммы превышающей 900 тыс крон. Причем под его действие подпадают и виллы, и квартиры в случае, если их оценочная стоимость, определяемая государством, свыше 900 тыс крон. Практически всегда он действует параллельно с налогом на недвижимость.

Бельгия. Налог на недвижимость - полностью местный налог. Он целиком и полностью идет в местный бюджет и ни франка - в центр. Поэтому у богатых районов богатый бюджет, и наоборот. Этот налог - кадастровый. Минфин определяет его размер очень просто: это деньги, которые вы получили бы по рыночной цене, сдавая ваш дом, квартиру, участок в аренду.

3. Анализ существующего положения

Сравнивая положение с налогообложением имущества в разных странах, в том числе и в России, хочется отметить такую деталь. Практически нигде не существует ясно очерченного объекта налогообложения, нет единого унифицированного подхода к этому налогу.

Объект налогообложения. Чаще всего под объектом налогообложения понимают либо движимое либо недвижимое имущество, т.е. разделяя его по принципу переместимости. Это наблюдается в США, Испании и Швеции. В Бельгии к имуществу относят только недвижимость, а во Франции имущество делится на три категории: земля с постройками, без построек и жилье.

Россия в этом отношении преуспела. Здесь под имуществом понимают более четкие объекты: основные средства, запасы и затраты, нематериальные активы. Используется в основном бухгалтерская классификация.

Принципы налогообложения. Как правило оценивается рыночная стоимость имущества. Так поступают практически во всех странах, кроме Швеции. Здесь для недвижимости существует иной порядок. Оценивается доход с нее как от капитала - при его продаже или сдаче в аренду.

В России для оценки имущества применяется стоимостной подход основанный на прямых затратах.

Ведомственная принадлежность налога. В основном в странах ЕС налоги на недвижимость и имущество относятся к местным налогам и регулируются местным законодательством. В США, Франции и Бельгии налоги на имущество и недвижимость относятся к местным налогам. В Швеции эти налоги устанавливаются из центра и весь сбор идет полностью в центр. В Испании налог на имущество относится к центральным налогам, а налог на недвижимость к местным.

В России налог на имущество - это местный налог и весь сбор от него остается на местах.

Определение ставок налога. При определении ставок налога, в большинстве случаев, существует следующая зависимость: ставки налога регулируются на местном уровне, а верхний уровень и кадастровая стоимость - на центральном.

В США и Франции ставки устанавливают местные власти. Они же определяют и кадастровую стоимость оцениваемого имущества.

В Швеции и Бельгии кадастровая стоимость определяется центральными органами.

В Испании ставка налога на имущество определяется центральными органами, на недвижимость - на местном уровне. Кадастровая стоимость имущества и недвижимости устанавливается на центральном уровне.

В России верхний предел ставки налога на имущество установлен на федеральном уровне, хотя местные власти могут изменять конкретные ставки налога, в установленных пределах, в зависимости от вида деятельности предприятий. Стоимость имущества, кроме основных фондов, устанавливается на местах при помощи независимых оценщиков. Основные средства переоцениваются по решению федеральных органов.

Анализируя сложившееся положение в странах ЕС, сразу замечаем, что неоднозначность налогообложения имущества связана с разным подходом к объекту налогообложения. Это связано с различными правовыми системами и принципами рассматриваемых стран. В понятие имущества относят либо только недвижимость, либо недвижимое и движимое имущество, проводя различие между ними по их естественной природе. Но кроме традиционных видов имущества появились и новые виды: финансовые и оборотные документы, нематериальные активы. Они еще не нашли своего отражения в законодательстве стран ЕС по имуществу, либо регулируются отдельными законодательными актами. Хотя в Швеции эта проблема довольно успешно решена. Здесь имущество и недвижимость отнесли к сфере капитала и берут налог с дохода от его использования или продажи, используя при этом не имманентные признаки элементов капитала, а их денежную оценку на определенный период времени.

В России в понятие имущества не вошли финансовые и оборотные активы, хотя нематериальные активы уже включены в налогооблагаемую базу. Категория “земля” также не входит в понятие имущества.

Кроме этого в России для определения величины базы налогообложения используется затратный (самый простой) метод. Он основан на суммировании затрат на приобретение данного вида имущества, что совсем не отражает его реальной стоимости которая может и увеличиваться и уменьшаться.

Несмотря на недоработки законодательства по налогообложению имущества, местные власти могут уже сегодня использовать существующие плюсы. Это касается в первую очередь льгот по налогу и регулирование ставок налогов.

Также предлагается ввести понятие “территория” вместо “земельный участок”. И оценивать именно территорию с постройками и без таковых а не просто конкретный участок земли.

Определение ставок налога на имущество необходимо дифференцировать не от видов деятельности предприятий а от их территориальной значимости, так как этот налог местный, который стало быть содействует развитию территории, где находится данное предприятие.

Но местные власти сегодня не используют возможности предоставленные им законом. В связи с этим справедливо замечание дальневосточного экономиста Е.Ерофеева: “...достаточно вернуться к оценке территорий под застройку с позиций земельного рынка. На Дальнем Востоке краевые и городские администрации никак не могут решить проблемы кондоминиума, т.е. совместного владения территорией при наличии одновременного налога на землю и арендной платы за нее. Нами уже указывалось, что отождествление территории с товаром или имуществом - это абсурд. Другое дело, когда она рассматривается как капитал, как необходимая часть для обеспечения жизни, а не только производства, коммерции и т.п.”

Рассуждая о Хабаровске и его территории он продолжает: “Территория - это не квартира в многоэтажном доме, и такие факторы как насыщенность объектами производственной и жилищно-социальной инфраструктуры, доступность сопряженных районов города, в т.ч. центра, гидрогеология строительных и эксплуатационных территорий, степень загрязненности окружающей среды, комфортность и композиционная значимость градостроительных объектов могут иметь, каждый отдельно и в сочетаниях в любом конкретном случае, решающее значение.

В то же время, если Сингапур в интересах своего внутреннего развития может снести целые кварталы даже современной застройки, то Хабаровск управляет не более тридцатью процентами собственной территории. Если говорить о технической стороне вопроса, можно отметить, что из более 180 предприятий Хабаровска - 70% используют территорию на 10-15%.”

Система информационного обеспечения управлением территорией города является обслуживающей и организующей подсистемой, многократно повышающей эффективность использования других видов ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, энергетических, природных, производственных и иных.

Цели России: геополитические, экологические, социальные, экономические и пр., должны быть отражены в крупных опорных пунктах, как, например, - Хабаровск, и целях деятельности хозяйствующих субъектов на данной территории.

Географическое положение территории, ее удаленность по отношению к центру, предполагает наличие определенной административной автономии в управлении.

Задачи, стоящие перед различными социальными группами города в сферах их деятельности (управленческой, производственной, коммерческой, банковской, образовательной, культурной и иной) требуют опережающего создания систем информационного взаимодействия как внутри города (территории), так и с внешним миром.

4. Выводы и предложения.

Подводя итоги данного обзора необходимо отметить, что налогообложение имущества предприятий на современном этапе обладает несовершенством, связанным с неоднозначной оценкой имущественных элементов.

В понятие имущество в российском законодательстве не входит земля, хотя это определение не совсем точно при налогообложении имущества. Более точным выглядит термин “территория”, а точнее “Территориально-имущественный комплекс (ТИК)”. Так как действующие предприятия обладают не только земельным участком и его территориальной ценностью как самостоятельного объекта.

Необходимо оценивать для целей налогообложения именно ТИК, включающий в себя и участок территории и имущество предприятия (основные фонды, финансовые активы, нематериальные права), как единый объект с общей отдачей от него. Неправомерно разделение имущества предприятия на разные элементы и обложение налогом поодиночке. Предприятие как ТИК приносит пользу и данной территории и людям, живущим на ней, в целом своей работой, а не отдельными своими правами и собственностью. Так у одного предприятия нематериальные активы (допустим программные продукты одной фирмы) могут приносить больший эффект чем у другого. Стало быть, и ставка налога на данное имущество должна быть разной. Для стимулирования и выравнивания их социально-экономического положения.

Краюшкин О.В., эксперт ДВ НАН
18.04.99

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: