бюро независимых экспертиз


Тезисы доклада
«Виртуальный трудовой коллектив:
миф или реальность»

В данной работе мы рассмотрим вопросы, выделяющие коллектив предприятия, как таковой, его характеристики, отличающие его от простой человеческой общности. Проанализируем принципы и функции управления, а также факторы управленческого воздействия менеджера (администратора) на управляемый объект. Исходя из этого, выделим те особенности, которые характерны для коллектива, работающего в условиях новой экономики (виртуальная рабочая среда), покажем его плюсы и минусы, а также особенности управления таким коллективом.

Что такое коллектив? Чем он отличается от просто персонала предприятия или совокупности его работников. Например, толковый словарь иностранных слов трактует коллектив как группу, совокупность людей, работающих в одной организации; на одном предприятии; в более широком смысле – люди, объединенные общими идеями, интересами. А что такое в этом случае – трудовой коллектив, тем более – виртуальный? Чем он отличается от такого же, но общеупотребительного коллектива предприятия, существующего в реальной жизни? Кстати по толковому словарю слово «виртуальный» означает возможный, а это понятие можно применить почти к любому коллективу на начальной стадии своего становления. В этой связи можно сказать, что коллектив это некая временная совокупность людей, объединенная некой общей целью и средствами ее достижения.

Мы считаем, что коллектив предприятия должен отличаться от простой общности индивидов, определенными характеристиками. Причем не только перечисленными выше в определении, такими как единая организация или общее место работы (иначе говоря, некими общими пространственно-временными характеристиками), но и другими. Например это могут быть, такие характеристики, как: общая цель, сплоченность, динамичность, трудолюбие и управляемость. При этом возможно существование и некоторых других.

К средствам достижения общей цели чаще всего относят искусство (или науку) управления. Искусство управления персоналом предприятия (т.е. коллективом) или наука управления зиждется на нескольких постулатах. Например, единоначалие, разделение и делегирование полномочий, ясность указаний, структура управления и обратная связь. К функциям управления относятся: планирование, администрирование, учет, контроль и анализ. Мы считаем, что кроме перечисленных функций, есть и другие, причем весьма многочисленные факторы управленческого воздействия, которые в целом можно свести к двум крайним полюсам: отношения страха и выгоды. Именно через эти факторы и происходит все воздействие управляющего на искомый объект. Мы считаем что в будущем, количество воздействующих факторов сильно уменьшится из-за особенностей виртуальной рабочей среды, поэтому стоит обратить внимание на те, которые действуют наиболее эффективно, либо более других приспособлены к этим изменениям.

Отметим, что в числе особенностей управления виртуальным коллективом, можно перечислить ненормированный рабочий день и текучий график работы, слабую мотивацию труда и высокий индивидуализм в коммуникациях с персоналом. Кроме того, высокая мобильность и распределенность такого виртуального коллектива, вносит свои дополнительные трудности в эффективное управление им, а наличие барьеров в администрировании и контроле выполняемой работы, способно свести все преимущества такого коллектива на «нет».

О.Краюшкин
эксперт ДВ НАН
2003

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: