бюро независимых экспертиз


Тезисы доклада
«Анализ аудитории интернет-СМИ»

В данной работе мы рассмотрим вопросы, выделяющие понятие средства массовой информации, как такового, в контексте современного развития информационных технологий. Выделим признаки характеризующие интернет-СМИ или признаки средства массовой информации в сети интернет. Проанализируем состояние информационных ресурсов в городе Хабаровске на предмет отношения к интернет-СМИ, проведем небольшое сравнение их между собой. Исходя из этого, выделим тот ресурс, который наиболее полно соответствует понятию «СМИ в интернет». Проведем анализ его аудитории, с учетом доступности статистики и продолжительности временного периода анализа.

Что такое средства массовой информации? Например, в статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» к средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, а также иная форма (выделено мной – О.К.) периодического распространения массовой информации. А что такое интернет-СМИ. Понятно, что по аналогии мы можем к интернет-СМИ отнести периодические издания в сети интернет, служащие для распространения массовой информации. Отметим, что хотя в данном законе прямо не говорится об интернет-СМИ, но согласно статьи 24 этого закона, его положения напрямую распространяются и на интернет-ресурсы.

Как видно из приведенного определения, понятие интернет-СМИ, довольно расплывчатое, но все-таки определенные характеристики для признания любого интернет-ресурса подобного печатным СМИ, существуют. В то же время, если рассматривать локальные интернет-ресурсы, то картина получается несколько иная. Сколько в Хабаровске информационных ресурсов, среди уже зарекомендовавших себя и только созданных, имеют право быть отнесенными к интернет-СМИ? Мы насчитали всего три, не считая нескольких корпоративных и онлайн-продолжений традиционных печатных СМИ. Хотя отметим, что некоторые такие продолжения, при определенном развитии смогут скоро претендовать на вполне самостоятельную жизнь в отрыве от своего «родителя».

В этой связи выбор объектов анализа был сравнительно прост. Хотя в дальнейшем мы столкнулись с проблемой закрытости информации о посещаемости некоторых ресурсов, либо малой информативности представленной информации. Именно по этим причинам, нами был выбран для основного анализа информационно-справочный сервер Хабаровск.

Отметим, что в настоящее время один из рассматриваемых ресурсов весьма активно развивается и растет, другой испытывает незначительные (пока) трудности в своем поступательном движении. И третий благополучно функционирует в своей узкой нише.

При проведении анализа аудитории сервера нами было отмечено, что за 3 прошедших года с начала своей деятельности его аудитория значительно изменилась. И если вначале она отвечала некоторым общим векторам развития российской сегмента сети интернет, то сегодня можно сказать, что ИСС Хабаровск нашел свою аудиторию, поскольку она в определенной мере стабилизировалась, как по составу так и по количеству.

В качестве одного из выводов нашего исследования отметим, что в Хабаровске из всех существующих сегодня информационных ресурсов наиболее близок к понятию интернет-СМИ только ИСС Хабаровск. При этом его аудиторию можно выделить по таким характеристикам, как уровень образования, доход и социальный статус. В числе дополнительных факторов можно выделить половозрастные характеристики и величину «интернет-стажа».

О.Краюшкин
эксперт ДВ НАН
2003

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: