бюро независимых экспертиз


СИНТЕЗ ЭКОНОМИКИ И ИНТЕРНЕТА 2

Бурное развитие интернет-технологий, электронной коммерции и прочих нововведений уже никого не удивляет. С одной стороны, это уже вошло в жизнь многих наших сограждан, с другой стороны – есть более сильнодействующие события (политика, доллар/евро, терроризм). Хотя еще 15 лет назад трудно было себе представить такую профессию, как веб-мастер или администратор сайта. Новая экономика появилась не вдруг «из ниоткуда», она выросла на довольно прочном фундаменте вчерашних успехов и достижений. Сосчитать всех, кто был к этому прямо или косвенно причастен, не представляется возможным. Поэтому мы примем новую экономику как данное и скажем им всем спасибо за их труд, упорство и гениальные прозрения.

История всегда увлекательна тем, что является базой для дальнейшего роста и совершенствования. При этом история всегда последовательна и нетороплива. В этом ключе интересно слежение за отдельными этапами становления чего-либо. Например, за интернет-экономикой. По горячим следам ушедшего 2002 года. Нам кажется, что именно 2002 год был спасительной таблеткой при «головокружении от успехов», которое наблюдалось в конце уходящего столетия. Сейчас конечно, уже никто не бросается сломя голову в электронную коммерцию и дебри интернета, чтобы сказочно и быстро разбогатеть. Бум прошел, вода упала. Сегодня некоторые поговаривают о серьезном интересе к электронной коммерции. Причем, их уверенность во многом основана на ошибках и успехах первого (шумного и где-то не совсем честного) этапа. Но он был необходим именно для того, чтобы проверить первые идеи и технологии на массовом рынке, причем именно в рекордно короткие сроки и с достаточной надежностью результатов. Отметим, что во многом это удалось.

Что же принес нам всем 2002 год. По свидетельству известного эксперта в области веб-дизайна и юзабилити Я.Нильсена в 2002 году наметился заметный переход информационного наполнения сайтов от ознакомительного к коммерческому. Во многом это связано с тем, что пользователи стали больше доверять покупкам в интернете, а владельцы сайтов научились не только извлекать выгоду из создания сайтов, но вести полноценную коммерческую деятельность через интернет. Можно сказать, что за последние 2 года интерес к электронной коммерции заметно усилился, что и отразилось на стилях веб-дизайна.

В области электронной коммерции также наметился определенный рост покупок в сети интернет. Например, одно исследований проведенных в Европе, показало, что наиболее активно покупают в сети англичане и норвежцы. Зато датчане наиболее активны в скачивании из сети музыки и видео, а также в поисках новостей по бизнесу. А рождественский праздничный бум покупок в США принес онлайн-торговцам увеличение доходов от продаж на 50% по сравнению с предыдущим 2001 годом. При этом отмечено, что общая удовлетворенность от покупок в сети увеличилась на 22 процента. Кроме того, в течение всего 2002 года количество периодически покупающих в сети выросло на 16 процентов. Отметим, что уже более двух третей европейских компаний, и почти 60% фирм США разработали и приступили к осуществлению стратегических шагов развития электронного бизнеса.

Отметим, что в целом интернет-бизнес в мире, несмотря на определенные трудности с крупнейшими операторами телекоммуникаций и вирусными атаками, все-таки развивается. Заметно, что в последние 2 года большое количество офисного программного обеспечения стало не просто ориентироваться на веб-приложения, но практически полностью интегрировалось с веб-сервисами. Немалое значение имеет серьезный технологический рывок в области компьютерных и коммуникационных компонентов. Почти повсеместно среди крупных компаний наблюдается ставка на корпоративные информационные системы, на программное обеспечение для управления взаимоотношений с заказчиками и партнерами. Немалую долю заказов имеют поставщики решений информационной и сетевой безопасности.

Как несколько обособленный процесс проходит становление электронного правительства. Во многих странах мира уже приняты нормативные акты по запуску механизмов «электронного правительства». Уже активно работают некоторые компоненты, отрабатывается опыт и необходимые процедуры. Например, в США на текущий год значительно увеличен бюджет расходов на электронное правительство. Не отстают от них и другие ведущие страны мира.

Надо отметить, что в России также заметны определенные сдвиги. Ушедший 2002 год ознаменовался некоторыми крупными достижениями. Проведено несколько успешных тендеров в рамках ФЦП «Электронная Россия». В Челябинской области запущен пилотный проект электронных госзакупок. На его базе предложено сформировать стандартный механизм для всей страны. Последние исследования показали, что аудитория интернета в России устойчиво растет, а численность регулярной аудитории превысила 5 млн. человек.

Согласно других исследований к 2005 г. объем В2В-продаж в России превысит 2,5 млрд долларов. Причем примерно 20% этой суммы составят затраты на рекламу. Отметим, что в настоящее время совокупный объем продаж не превышает (по разным оценкам) – примерно 300-400 млн.долларов. По итогам 2001 года, в России, число B2B-проектов, удвоилось по сравнению с началом года и перевалило за сотню. Это говорит о том, что в ближайшие 2-3 года ожидается взрывной рост спроса и предложения в сфере электронной коммерции. Существующие тенденции в перспективе показывают устойчивый и продолжительный рост.

На Дальнем Востоке, под эгидой Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО был запущен дальневосточный мультимедийный проект. Согласно этого проекта в любом уголке Дальнего Востока появится Интернет, факсимильная связь, несколько десятков телевизионных и радиоканалов. Это означает, что будет всемерно развиваться коммуникации и инфраструктура интернет-технологий, что, несомненно, способствует росту трафика в Сети, развитию интернет-приложений и электронной коммерции.

Подводя итоги, отметим, что новая экономика с каждым годом все больше и больше входит в нашу жизнь. Этот процесс стремителен и неодолим, а, значит, закономерен и своевременен. Отсюда вытекает следующее: необходимость скорейшей учебы и включения в протекающие события. Хотя бы для того, что бы просто остаться «на плаву». Поэтому трудно предположить, что создание удобной и эффективной площадки для обмена знаниями, опытом и, возможно, ресурсами – будет невостребовано. Скорее всего, это не так. Поэтому, Дальневосточный интернет-форум проводимый уже второй год подряд, вполне может стать именно таким местом для встреч, обучения, обмена мнениями и выработки конкретных рекомендаций по тем или иным аспектам интернет-бизнеса и новой экономики. На это указывает его междисциплинарность и широкий состав участников. Характерно, что каждый из них может внести свою лепту в развитие того или иного направления новой экономики, чему способствует демократичность самого интернет-форума.

О.Краюшкин
эксперт ДВ НАН
2003

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: