бюро независимых экспертиз


Ошибки веб-дизайна за 9 лет по Якобу Нильсену

В конце 2002 года известный эксперт по веб-дизайну и юзабилити опубликовал новый хит-парад ошибок веб-дизайна за три последних года. Предыдущий анализ он опубликовал в 1999 году. Мы взяли на себя смелость и свели его рейтинги за 9 лет (1993-2002) в таблицу, для удобства сравнения.

Таблица. Ошибки веб-дизайна за 9 лет

№ п/п

1996

1999

2002

1

Фреймы

Использование новейших технологий

Отсутствие цен на коммерческих сайтах класса business-to-business, а также в обычных электронных магазинах на страницах товарных категорий и результатов поиска

2

Новейшие технологии

Прокрутка текста и повторяющаяся анимация

Малая гибкость поиска по сайту; поиск должен корректно работать с различными грамматическими формами слов и иметь достаточно современные алгоритмы сортировки результатов

3

Прокрутка текста и постоянная анимация

Устаревшая информация

Использование горизонтальных полос прокрутки, особенно в окнах стандартного размера

4

Сложные URL

Медленная загрузка страниц

Использование шрифтов фиксированного размера (особенно мелкого), который нельзя изменить соответствующей командой браузера

5

Тупиковые страницы

Сложные URL-ы

Использование больших блоков текста, не разделенных на фрагменты, удобные для чтения с экрана

6

Долгая прокрутка страницы

Отсутствие навигации по сайту

Использование в ссылках javascript; пользователь должен понимать, куда ведет ссылка и где она откроется

7

Плохая навигация

Нестандартные цвета ссылок

Размещение в разделе faq ответов на удобные для владельца сайта вопросы, которые, однако, не интересны посетителям

8

Нестандартные цвета ссылок

Фреймы

Сбор электронных адресов без подробного разъяснения политики их использования

9

Устаревшая информация

Тупиковые страницы

Использование URL, превышающих по длине 75 символов - столь длинные ссылки практически невозможно запомнить и очень сложно вводить в адресную строку браузера

10

Долгое время загрузки

Прокрутка навигационного блока

Использование почтовых ссылок в неожиданных местах; ссылки на почтовые адреса должны сопровождаться текстом, из которого ясно, что это именно почтовая ссылка. Ссылки с упоминанием имен авторов должны вести на их биографии

Примечание: данные за 1999 год приведены в порядке убывания важности

Несмотря на то, что таблица сама по себе уже является достаточно информативной, все же рискнем сделать свой комментарий.

Прежде всего, для удобства анализа, сгруппируем указанные 10 пунктов по двум признакам: форма и содержание. Это тем более справедливо для сети интернет, где есть дизайн и программное наполнение (форма) и контент (содержание).

Отсюда легко подсчитать, что в 1996-1999 годах вопросы связанные именно с содержанием, составляли всего 10 процентов (устаревшая информация). Все остальное – аспекты дизайна и программной оболочки сайта. Отметим, что ошибки связанные с навигацией по сайту, составили: в 1996 году – 30%; в 1999 году- 40%. К ним, как правило, относится сложные URL, отсутствие навигации по сайту (либо неудовлетворительная навигация), тупиковые страницы и прокрутка навигационного блока.

Отметим, что, несмотря на одинаковый список ошибок в 1996-1999 годах, в 1999 году ошибки показаны по степени убывания важности. Отлично видно, что такая большая проблема как фреймы за 3 года переместились с 1 места на 8. А вот новейшие технологии поднялись на одно место и заняли высшую ступень. Не менее впечатляющий рост испытала позиция «устаревшая информация» - с 9 на 3 место.

Интересно, как комментирует сам Нильсен эти ошибки.

  1. Недостаточно продуманную (по тем временам) и поддержанную инфраструктурой технологию фреймов Нильсен полностью забраковал, хотя сегодня фреймы применяются в 3 из 10 сайтов. Он видимо в свое время так напугал интернет-общественность, что практически любой учебник по веб-дизайну очень скупо говорит о фреймах и делает оговорку, что лучше ее не использовать;
  2. Новейшие технологии (скорее всего речь идет о разных подходах к реализации одного и того же) просто не могли поддерживаться сразу и всеми: корпоративные устои, принципы безопасности и другие преграды – вот истинные «вредители» веб-дизайна;
  3. Прокрутка текста – есть в любом текстовом редакторе – весьма удобная вещь. Другое дело, что на ранних этапах развития сети с непостоянным подключением и малой пропускной способностью большие тексты были просто неприемлемы (а где текст велик – там есть прокрутка). А уж раздражающие элементы типа бегущей строки или навязчивой анимации – вообще никуда не годятся;
  4. Сложные URL. Это следствие плохой навигации. Одно дело, когда навигация плоха и по длине адреса пользователь может понять структуру сайта. Другое дело, когда веб-дизайнер об этом не думает. Прочесть такой адрес, а тем более запомнить его или записать становится безнадежным делом. Сегодня это кажется ерундой, но на заре развития интернета функции «внести в Избранное» не было. Приходилось запоминать либо записывать. Хотя и сегодня масса пользователей понятия не имеет о такой простой функции своего браузера. Сегодня есть другой перекос – для перемещения по ссылкам применяют скрипты, так что понять что означает адрес становится просто невозможно;
  5. Тупиковые страницы. Сегодня практически не встречаются, хотя раньше их было с избытком – тоже следствие непродуманной навигации и плохого проектирования. Конечно, советует Нильсен, можно «отсечь» последнюю часть адреса и тем самым попасть в нужное место. Но, это потеря времени и пустая трата нервов. Теперь, когда количество сайтов увеличивается с каждым днем, найти равноценную замену весьма просто (другое дело, что сегодня сам механизм поиска весьма несовершенный – но это видно только в последние 1,5-2 года);
  6. Долгая прокрутка страницы и навигационной панели. По странице в целом мы говорили выше. Что касается навигационных панелей, то длинные панели утомляют пользователей и вносят сумбур в понимание информационного поля сайта;
  7. Плохая навигация – этим уже все сказано. Одно из главных заблуждений веб-дизайнера (причем весьма живучих и сегодня) – это предположение, что любой пользователь знает о сайте, столько же, сколько и его разработчик. Поэтому с легкостью сможет на нем ориентироваться. Однако это далеко не так, вернее совсем не так;
  8. Нестандартные цвета ссылок. Якоб Нильсен не зря подчеркивает этот момент – на нем зиждется и основа хорошего дизайна и фундамент четкого понимания информационного поля самого сайта и его содержания;
  9. Устаревшая информация. Веб – это динамичная среда, поэтому в ней принято постоянно выставлять новую информацию. Скорость, с какой происходит это обновление, резко отличает Веб от традиционных носителей информации: газеты, журналы, книги. Именно в этом его преимущество. Поэтому, обновлять информацию на сайте жизненно необходимо. Хотя позже Нильсен подал прекрасную идею – создавать из двух старых кусков информации один новый – это удешевляет обслуживание и увеличивает интерес пользователей к вашему ресурсу;
  10. Долгое время загрузки – также говорит само за себя. Даже сегодня, когда казалось бы уже есть мощные линии - «долгие» сайты становятся неинтересными. Время стало еще более ценным ресурсом, чем в конце 90-х годов. А найти равноценную замену – можно быстрее. Поэтому никто не будет сидеть и дожидаться окончания загрузки – он просто уйдет и никогда не вернется.

Среди указанных ошибок хотелось бы остановиться на трех: прокрутка навигационного блока, сложные URL и нестандартные цвета ссылок. Сама идея прокрутки не так уж плоха. Но вряд ли этим можно обосновать длинный список возможных путей по сайту. Это, скорее всего, можно объяснить плохой структурой самого сайта и неумением отделить главное от второстепенного. Отсюда и появляются длинные списки меню справа, в которых перечислено все возможное и невозможное. Причем подчас легко потерять нить поиска и просто щелкать по ссылкам (хотя это занятие быстро надоедает и в следующий раз желание вернуться на этот сайт уже не возникает). Однако, несмотря на явные неудобства такой системы навигации, она встречается еще и сегодня, хотя сам Нильсен об этом уже не пишет. Удивительно, что столь долгий путь проб и ошибок, видимо мало сказывается на качестве подготовки веб-дизайнеров и менеджеров интернет-бизнеса, раз мы продолжаем встречать в сети свежие образчики неумелого проектирования веб-интерфейса.

Сложные URL. Это уже не новое но порядком поднадоевшее. И если с фреймами в этом случае проблему решили – по ссылке можно определить куда тебя перебросит, то при использовании «новейших технологий» типа «управление контентом, CMS» основанных на разных скриптовых системах и базах данных приводит к тому, что найти через некоторое время нужную статью просто невозможно. Ссылка приобретает просто непотребный вид и понять что за ней кроется – становится невозможно. Это модное поветрие становится определяющим для многих сайтов. К сожалению, в этом течении есть огромный подводный камень – автоматика не может полностью подменить человека, а половинчатые решения вредны изначально. Отсюда, очень много нареканий к качеству получаемого продукта: раздутый список ключевых слов, неясное описание, трудное позиционирование, долгая загрузка при большом количестве запросов и т.д. Самый серьезный минус этих систем – невозможность понять структуру сайта. Навигация самого сайта не всегда дает ответ на этот вопрос, очень часто просто мешает этому пониманию.

Нестандартные цвета ссылок. Это вообще одна большая проблема. Как-то само собой возникло, что ссылки имеют всего 3 цвета: синий, красный и фиолетовый. Казалось бы, эти цвета взяты «с потолка». Но, на самом деле эти цвета обусловлены физиологией человека, его восприятием цветов. И сама последовательность цветов «ссылка – активная ссылка – просмотренная ссылка» - тоже является обусловленной восприятием человека. Другое дело, когда общий цветовой фон резко контрастирует со стандартными цветами ссылок (по умолчанию). Тогда понятно, что цвета ссылок надо поменять. Но, если после этого ссылку не отличить от простого текста, либо цвета ссылок яркие и раздражающие – это не способствует удобному перемещению по сайту, вызывает раздражение и мысли о непрофессиональном веб-дизайне (даже несмотря на то, что часто создателем таких сайтов выступают именитые веб-студии). Когда имеешь большой опыт «путешествий» по сети то, привыкаешь к одной цветовой гамме ссылок и, попав на незнакомый сайт, ты сможешь легко в нем ориентироваться. Понятно, что можно заменить текстовую ссылку кнопкой или изображением – тогда вопрос решается (хотя такой вариант не всегда возможен). Но повторюсь - стандартные цвета ссылок обусловлены человеческим восприятием, и многочисленные эксперименты в этом направлении не являются удачными. Странно, что ни у кого не возникает желание изменить красный цвет светофора на какой-нибудь другой. Тоже ведь ссылка (только в реале). Почему-то при этом сигнале сразу ясно, что делать (он явно на это указывает и пропустить его невозможно). А вот изменить цвет ссылки – можно. Хотя синий цвет тоже ясно указывает, что делать и его восприятие тоже совершенно однозначно.

Совершенно новым выглядит отчет Нильсена за 2002 год. Он совершенно иной по структуре и перечню ошибок. Причем в процентном отношении ошибки связанные с контентом сайта составили 40% (рост в 4 раза по сравнению с 1996-99 гг.). В то время как ошибки связанные с навигацией составили 20% (падение в 2 раза). Наверное, нет смысла комментировать ошибки 2002 года, они и так детально рассмотрены в отчете. Отметим, что длинные и сложные URL, по-прежнему входят в число самых распространенных ошибок веб-дизайна (складывается впечатление, что веб-дизайнеры думают только о себе – как облегчить себе жизнь – и совершенно не заботятся о пользователях. Живут одним днем, не работая на перспективу. Такой подход весьма чреват ошибками, разочарованиями и последующим банкротством такого сайта. Конкуренция, однако).

Подводя итог этому обзору можно сказать, что в отчетах Нильсена совершенно четко видна тенденция постепенного смещения приоритетов: от веб-дизайна к контенту. Если в 1996 году ошибки чистого веб-дизайна составляли 90% и были на первом месте, в 1999 году наметился подъем интереса к содержанию сайтов, то в 2002 году ошибки, связанные с контентом, вышли на 1 место и занимают почти половину всех ошибок веб-дизайна. Отметим, еще одну тенденцию – информационное наполнение сайтов, плавно трансформируется от чисто ознакомительного к коммерческому, - несомненно является положительным процессом.

О.Краюшкин
эксперт ДВ НАН
2003

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: