бюро независимых экспертиз


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ЕДИНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Быстротечность современной жизни сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это приводит к тому, что его запаса знаний, полученных в школе и институте, не хватает через 8-10 лет после завершения обучения. Но завтра, такое положение станет еще более угрожающим: его знания устареют через 1-2 года после окончания вуза. Современная система профессиональной переподготовки и повышения квалификации уже не справляется с резко возросшей нагрузкой, так как ориентирована на краткосрочность обучения и решение частных вопросов. Она не позволяет провести новое кардинальное обучение индивида с должным качеством. В результате чаще всего специалисты и руководители либо получают второе высшее образование (с отрывом от производства) либо занимаются самоподготовкой на дому. Но в любом из этих вариантов есть недостаток - узкая направленность получаемых знаний. К тому же далеко не всякий одинаково хорошо воспринимает новую информацию вне стен учебного заведения, что воздействует на скорость приобретения новых знаний: один быстрее, другой медленнее. Поэтому первое, что школы и вузы будущего должны сделать - научить учиться, т.е. способность не только воспринимать новую информацию и отбрасывать старую (когда это необходимо), но уметь работать с ней в своих интересах для совершенствования знаний и умений.

В этой связи уместно привести высказывание О.Тоффлера: “Сегодня изменения происходят так быстро и непрерывно, что вчерашние истины вдруг становятся фикцией, и даже очень многие гибкие и образованные члены общества с трудом воспринимают поток новых сведений - даже в очень узких областях”. И далее “Либо увеличиваются новые знания, либо устаревают прежние. Одно, из этих двух обстоятельств, принуждает тех, для кого это уместно, преобразовывать свой запас образов. Это заставляет их переучивать сегодня то, что они знали и понимали вчера”. Уже сейчас многие ученые и исследователи жалуются на то, что тратят от 25 до 50 процентов своего рабочего времени на поддержание такого уровня знаний, без которого невозможно продвижение вперед, так как оставаться на месте просто опасно. Другие сетуют на то, что невозможно стало прочитать все выходящие научные статьи даже по своей специальности. Поэтому предлагают объявить мораторий на новые публикации в течение десяти лет.

“Сегодня, - пишет О.Тоффлер, - чтобы функционировать в быстро меняющемся обществе, чтобы впитывать быстрые и сложные изменения, индивид должен переделать свою совокупность образов так, чтобы она находилась в определенном соотношении с этими изменениями. Его модель должна корректироваться. Если она почему-либо запаздывает, его отклики на изменения становятся несоответствующими; он начинает все больше и больше мешать и не приносит результатов. Поэтому в таком обществе обнаруживается сильное давление на индивида, чтобы поддерживать общий темп”. Заметим, что в этом случае можно рассуждать и об отдельной личности и об обществе в целом. Несоответствующая общему уровню образования личность отторгается обществом на обочину, а государство теряет конкурентоспособность в результате своего несоответствия “среднему” уровню образования своих граждан по сравнению с другими (примерно равными в этом отношении) странами мира. В результате такое государство переходит в разряд “развивающихся” и становится “догоняющим” в мировой гонке. Это приводит к тому, что для занятия вновь лидирующих позиций в мировой “табели о рангах” ему необходимо либо удвоить усилия, либо смириться с этим положением и стать поставщиком интеллектуальных ресурсов для более развитых стран.

Сложность современной жизни приводит к осознанию постоянного напряженного выбора между чем-то важным и насущным. Причем в дальнейшем эта задача отнюдь не упрощается, а наоборот становится сложнее. В особенности, когда появляется семья и дети, в начальном периоде надо делать выбор и за них. В этом случае, резко возросшая информационная нагрузка, на делающего выбор (иначе - лицо принимающее решение), также приводит к стрессу. О негативных последствиях такой перегрузки хорошо известно и мы не станем останавливаться на этом. Самое интересное в том что, почти все поколения так или иначе повторяют, в целом, ошибки предыдущих поколений: отцов, матерей, дедушек, бабушек и т.д. И пока жизнь текла размеренным и неторопливым шагом, с этим можно было как-то мириться и постепенно исправлять. Но когда темп жизни резко возрос, такие ошибки стали просто угрожающими, а подчас смертельными для человеческих индивидов. Кроме того, общество состоящее из большинства таких индивидов, также постепенно скатывается на низкий уровень в мире и теряет свою жизнеспособность. Ведь по мере того, как выбор углубляется, личность не имеющая четкой формулировки своих ценностей, становится все более ущербной. Отсюда, постулируя, что целью образования является формирование характера, мы должны включить в образовательную систему дополнительные умения. А именно - умение идентифицировать и прояснять, а иногда и примирять, конфликты в системе ценностей современного человека. Этому навыку необходимо учить, подрастающее поколение, начиная с детского сада и продолжать в школе и институте.

В этой связи отметим, что организация непрерывного образования способна решить большинство вышеприведенных проблем. Причем в этом случае выполняется важное требование современного общества к образованию - всю жизнь. Иначе о непрерывности стоит забыть.

Правда, говоря о непрерывности образования, необходимо выделить и несколько аспектов, с которыми оно так или иначе связано. В их перечень входят: мировоззренческие, социальные, теоретико-методологические, технологические, правовые и некоторые другие.

Например, социальный аспект потребует истинной массовости обучения, чего сегодня просто не наблюдается. Доля обучаемых в современном обществе чрезвычайно низка - не более 10 процентов - вместе со школьниками, студентами, заочниками и курсами переподготовки. Хотя внедрение массового обучения (на основе дистанционных методов) позволит решить сразу две насущные проблемы современной России:

  1. Снизить социальную нестабильность и напряженность в обществе (безработица, преступность, наркомания и т.д.);
  2. Ликвидация неравномерности развития периферийных районов по сравнению с центральными и повышение их привлекательности.

Мировоззренческий аспект связан с тем, что необходим пересмотр устоявшихся взглядов на систему образования, как на стабильную и неизменную во времени и пространстве систему со стройной структурой и однозначной, внутренне непротиворечивой логикой. Во многом это обусловлено тем, что до последнего времени научная картина мира была мало подвержена изменениям на коротких временных промежутках. Поэтому образование использовало накопленный наукой багаж знаний без критического осмысления и во многом страдало догматическим подходом к передаче знаний. Недаром система образования считалась основным стабилизирующим элементом любого общества. Кроме того, излишнее увлечение техницизмом привело к тому, что на стоя пороге великих изменений общество, по большей части, просто не готово к этому из-за своего незнания грядущего. В то время как с глубокой древности было известно, что великие технические открытия были следствием прорыва в гуманитарной области познания окружающего нас мира.

Теоретико-методологический аспект связан с тем, что дистанционные формы обучения еще сравнительно новы и поэтому не выработаны общие критерии и подходы к этому виду обучения. В частности, не решены многие комплексные вопросы психологического, педагогического и социологического характера. Сегодня существует масса методик и программ дистанционного обучения, но сравнительный анализ их эффективности, правомерности и безвредности практически отсутствует.

Юридический аспект отражает современное состояние российского законодательства в области образования и в основном ориентирован на устаревшую классно-урочную систему преподавания, что не способствует развитию иных форм, в том числе дистанционных. Кроме этого, многочисленные требования к условиям лицензирования, аккредитации, наличия учебных площадей, учебников и пр. учебной базы, не соответствуют новым информационным технологиям и их возможностям.

Технологический аспект основан на том, что прорыв в области связи и коммуникаций, вычислительных мощностей, а также программного обеспечения позволили создать по-настоящему действенную систему индивидуально-вариативного обучения любого члена общества с минимальными затратами и высокой эффективностью. Причем сложность программы обучения может возрастать с учетом совокупности личных, профессиональных и нравственных ориентиров.

Новая система образования, которую мы хотим построить на базе электронных сетей с непрерывным методом обучения имеет несколько важных отличий. Прежде всего, эта среда выступает в качестве единого информационно-образовательного пространства, что раньше просто не могло быть, так как отсутствовали необходимые предпосылки такого перехода. Ниже мы кратко перечислим их.

1. Интеграция учебы и работы. В новом обществе, чтобы эффективно работать - необходимо постоянно учиться, а постоянная учеба (при помощи электронных сетей) возможна без отрыва от производства. Тем более, что умственная работа может производиться в любом состоянии (сидя, стоя, лежа), важен только результат. Поэтому, занимаясь умственным трудом - вы учитесь (совершенствуетесь), а работаете когда трудитесь.

2. Постояннная подготовка и обучение. В прежнем обществе учеба занимала определенный период (и место) в жизни каждого индивида, а в остальное время можно было просто периодически повышать квалификацию. В новом обществе это невозможно, так как свои знания придется обновлять всю жизнь. Это является залогом успешной не только карьеры, но и просто жизни.

3. Многобразие правовых форм обучения и подготовки. Уже сегодня большая часть образовательных учреждений является негосударственными. Это объясняется тем, что частный и некоммерческий сектор увеличивают свою долю присутствия на рынке образовательных услуг, что во многом связано с большей эффективностью использования образовательных ресурсов этими секторами общества. Помимо этого, индивидуальное образование (на дому) с каждым годом начинает приобретать все больше сторонников, что также является следствием улучшения информатизации общества и широкого распространения Интернет.

4. Динамичная образовательная система. Официальное образование зачастую сильно отстает от реальных запросов общества, особенно это касается стандартизации учебных планов и программ, а также направленности обучения. Не секрет, что индивидуальный подход к обучению помогает поднять общий средний уровень образованности граждан, а увеличение разнообразия в учебных дисциплинах способствует развития творческого взгляда на мир. Конкуренция, - эта великая движущая сила природы, наконец-то проникает и в образование, во многом сформировавшуюся, косную и застывшую систему. Некоторые в этой системе уже начинают понимать, что она существует не сама по себе, независимо ни отчего и ни с чем не соприкасаясь, а вокруг нее лежит огромный мир, от которого эта система уже отстала.

5. Обучающаяся организация и “коллективное сознание”. Это легко объясняется тем, что при построении любой организации в прошлом индивидуальные интеллекты постепенно складывались в некое коллективное (корпоративное) знание, только тогда любая организация становилась эффективной и сплоченной. По сути дела именно тогда можно было говорить об организации как таковой. Сегодня, при столь резких темпах изменений, времени ждать, пока все “притрутся” друг к другу, нет. Это приводит к тому, что за основу при построении коллектива будущего будут взят не человек, как личность, а его объем знаний или интеллект. Это можно выразить в следующих тезисах:

Иначе говоря, сегодня любая компания (и организация вообще) может быть конкурентоспособной только в том случае, если она учится быстрее других. И, кроме того, обладает более широким “коллективным интеллектом” (или сознанием).

6. Новая информационная среда способна изменить систему образования и создать инфоструктуру труда и обучения для электронного общества. Это выражается не только в дистанционных методах образования, но и в интерактивности обучения. Учиться играть и игрою учить, что намного интересней скучных лекций и молчаливых учебников. Кроме того, уровень образования и объем учебного материала, в таком случае, может вырасти в несколько раз. Это уже сегодня доступно через Интернет. Видимо не стоит говорить здесь об эффективности обучения и снижении непроизводительных затрат.

Отсюда можно сделать вывод, что реализация единого информационно-образовательного пространства вполне реальна. Перечислим используемые технологии (в порядке возрастания) необходимые для этого: персональные средства мультимедиа; вычислительная система исследовательского коллектива; инфоструктура учебного заведения; межкорпоративные вычислительные системы; глобальная сеть (Интернет).

При внедрении этих технологий неизбежно произойдут изменения в прежней образовательной системе. Перечислим их (в порядке убывания): обучение как элемент эпохи знаний; внешние отношения нового типа; преобразование учебных планов; преобразование программ отдельных дисциплин; эффективность обучения (см. рисунок).

Глобальная сеть (Интернет)

Обучение как элемент эпохи знаний

Межкорпоративные вычислительные
системы

Внешние отношения нового типа

Инфоструктура учебного заведения

Преобразование учебных планов

Вычислительная система исследовательского коллектива

Преобразование программ отдельных
дисциплин

Персональные средства мультимедиа

Эффективность обучения

Наложив эти разнонаправленные процессы друг на друга, согласно приведенным уровням, мы получим следующее (в порядке убывания):

обучаемое общество

открытое учебное заведение

интегрированное учебное заведение

высокопроизводительный коллектив учащихся

эффективная личность учащегося

Отсюда ясно, что при установке на персонализированное (индивидуальное) обучение, постепенно переходя к коллективному обучению, затем к межколлективным и межгородским образовательным сетям, а далее районного, областного (краевого) и выше: межобластным и федерального значения, мы получим единое информационно-образовательное пространство для всего общества. Только тогда, когда информационная магистраль (сеть Интернет) дойдет до всех и каждого, мы получим новую общедоступную систему высококачественного образования.

Е.Ерофеев, О.Краюшкин

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: