бюро независимых экспертиз


Анализ результатов исследования Лаборатории Электронной Коммерции

Социальные данные:

Среди опрошенных 69% составляют мужчины и 31 процент – женщины. Наибольшая доля отвечавших (62%) находится в возрасте от 20 до 30 лет. Еще 22% занимают возрастную нишу 30-40 лет. Профессиональная структура отвечавших: 60% - служащие, 30% - руководители и оставшиеся 10% - владельцы предприятий.

Источники знаний об Интернет:

Наибольшую долю знаний (85%) об Интернет опрошенные получили из самой Сети. На втором месте из источников знаний по популярности стоят: пресса, ТВ и знакомые. И различные семинары занимают скромное третье место с 5 процентами. Обратим внимание, что есть небольшая разница в получении знаний об инете в зависимости от профессиональной структуры. Владельцы предприятий больше смотрят телевизор и на своих знакомых и меньше читают, чем руководители и служащие. Кроме того, последние посещают хоть какие-то информационно-обучающие семинары, в отличие от первых. Интересно, что в иерархии “владелец-руководитель-служащий” чем ниже, тем чаще читается пресса и меньше смотрится телевизор. И наоборот, чем выше тем больше смотрится и меньше читается. Отсюда, кстати, можно сделать вывод о факторах и методах воздействия на ту или иную аудиторию.

Подключение к Интернету (фирма):

Подавляющее большинство (96%) опрошенных подключены к Сети. При этом почти 85% имеют срок подключения один год и более. Например, по 2 года и более подключены 64% респондентов.

Точкой выхода в Инет, как правило, является работа (82%). Примерно 42% дополнительно выходят из дома и еще 11 процентов пользуется услугами интернет-центров.

В чисто технические детали из опрошенных мало кто посвящен. Например, на вопрос “как подключены к Сети” ответили только 23 процента. При этом 13% указали модем и всего 6 % - выделенную линию. Немного лучше ситуация с провайдерами. Половина (51%) опрошенных указали на Редком, а еще 32% на ТТС. Примерно 10 процентов вообще не знают кто у них провайдер. Интересно, что на этот вопрос ответили всего 78% из всего количества опрошенных. Заметим, что эта ситуация указывает на плохую (или некачественную) рекламу наших провайдеров. А если кто-то придет со стороны с крупными ресурсами и начнет предоставлять доступ чуть дешевле, но с активной рекламой и ПР. Он очень скоро будет в выигрыше и займет половину нашего рынка.

Интернет-деятельность:

Отметим сразу загруженность наших слабомощных каналов. Наши сограждане проводят в среднем от 5 и выше часов в неделю в Сети. Доля таковых набирается около 80%. Причем 10 часов и выше находятся в Инете 48% опрошенных.

На вопрос “какие службы пользуются Инет” первое место отдано руководству (80%), затем идут (в порядке убывания) компьютерные специалисты (58%), коммерческие службы (47%) и четвертое место по использованию Инет - разделили между собой рекламные, технические и финансовые службы – примерно по 40 процентов.

Отметим зависимость активности использования от срока подключения. Первый месяц руководство (65%) и остальное финансовые и коммерческие службы. Через 3 месяца – руководство - 50%, финансовая служба – 25%, остальное коммерческие и рекламные службы. Через 6 месяцев руководство – 40%, технические службы – примерно 20%, остальное - все прочие службы предприятия. После двух лет использования руководство занимает только 20% совокупного времени, а прочие службы распределяются в соответствии со своей значимостью для предприятия. Выделим срок в 6 месяцев, как некий пограничный рубеж, когда почти все службы начинают активно использовать Инет в своей деятельности. Иначе говоря, за эти шесть месяцев происходит начальное обучение азам Интернета. После чего идет расширение деятельности фирмы в Сети. В частности на это указывает факт появления своего сайта у фирмы. Как отмечают опрошенные, свой сайт у фирмы появляется после 6 месяцев подключения к Сети.

Направленность использования Инет такова: электронная почта (92%), поиск деловой информации (82%), новости, доступ к юридической информации и обучение (примерно по 42%), развлечения (37%), изучение спроса и предложения (25%) и покупки в Интернет-магазинах (13%).

Сайт фирмы:

Почти половина опрошенных (45%) ответили на вопрос “есть ли у фирмы сайт” утвердительно. Еще 34% ответили, что собираются его создать. При этом 22% настроены резко отрицательно к созданию и поддержанию своего сайта в Сети. Отметим, что появление своего сайта зависит от уровня активности использования Сети. Например, первые 2-3 месяца своего сайта еще нет, но примерно половина из опрошенных думает о его создании. После 6 месяцев свой сайт появляется у 10% респондентов, через год – 35%, через 2 года – у 55% опрошенных. Интересная особенность: свой сайт появляется тогда, когда в сеть выходит компьютерная служба предприятия, и все остальные службы уже вовсю используют Инет для своих нужд и возникает потребность в расширении деятельности.

Большинство опрошенных (64%) указало, что свой сайт у фирмы существует год и более, причем почти у 40 процентов время существования сайта более 2 лет. Хотя в целом на этот вопрос всего ответили 46% от общего количества опрошенных, т.е. те у кого действительно есть свой сайт в Сети. Они же отвечали и на следующий вопрос “кто осуществляет поддержку сайта”. Как правило (80%) обходятся собственными силами, 9% привлекают стороннюю фирму, а 12% - не знают.

При этом функциями сайта опрошенные считают (в порядке убывания): визитная карточка компании (62%); реклама (51%); электронная коммерция ??? (24%); ПР (24%); документооборот (11%).

В качестве услуги по созданию сайта респонденты считают (в порядке убывания): дизайн, начальное наполнение (53%); интеграция с ИС (43%); сопровождение сайта (41%); проектирование и расчет бюджета (37%); МИ, позиционирование сайта (33%). Отметим, что важнейшее условие создания сайта – МИ и позиционирование находится на последнем месте, что наводит на определенные размышления о понимании отвечавшими принципов маркетинга и всей стратегии развития своей фирмы.

На следующий вопрос “оправдал ли сайт ваши ожидания” ответили всего 32% респондентов. Причем большинство (23%) из опрошенных затруднились дать оценку результативности сайта. И только 7% утвердительно ответили на этот вопрос.

А вот вопрос о прибыльности вложений в сайт вызвал меньше непонимания. На него ответили почти все опрошенные. Хотя при этом 54% затруднились с ответом, 41% заявили о прибыльности таких вложений, всего 5% посчитали вложения в сайт пустой тратой средств.

Перспективы присутствия в Сети:

Большинство (93%) опрошенных намереваются и дальше присутствовать в Сети. Причем 24% видят это присутствие только в виде сайта, но почти 70% считают реальным использование Интернет для бизнеса.

При этом 35% готовы размещать рекламу в Сети, 22% отрицательно относятся к этой идее, а еще 43% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.

Готовность к э-коммерции:

Большинство (61%) опрошенных готовы совершать покупки в Сети, 31% не готовы к этому и еще 8% не смогли определиться с ответом.

На вопрос “что готовы покупать в Инете” ответили всего 80% из опрошенных. При это их ответы расположились так (в порядке убывания): книги, компакт-диски, кассеты (80%); программы (54%); ПК и комплектующие (42%); эксклюзивную информацию (38%); билеты в кино и на концерты (38%); продукты питания и канцтовары – по 17%.

Примечательно, что отвечавшие указали условия совершения покупки (в порядке убывания): наличие доставки (64%); подробная информация о товарах (61%); удобная форма оплаты (60%); экономия времени (48%); удобный поиск на сайте (36%); консультации по товару (33%); красивый дизайн (торгового) сайта – 6 процентов.

Перечислим требования к платежной системе, указанные респондентами (в порядке убывания): надежность платежей (64%); безопасность платежей (61%); удобство в использовании (59%); скорость перечислений (57%); доступность (43%); соответствие законодательству РФ (39%); распространенность – 11 процентов.

Кроме этого по физическим лицам отметим следующее:

  1. основным провайдером интернет-услуг является ТТС (62%), компания “Рэдком” на втором месте с 38 процентами рынка;
  2. место выхода в Инет для физических лиц (в порядке убывания):
Краюшкин О.В.,
эксперт ДВ НАН
16.08.2001

Примечание: это исследование было проведено Хабаровской лабораторий электронной коммерции в 2001 году. Материалы по исследованию можно найти на сайте ЛЭК. Автор имел смелость взять исходные данные и провести собственный анализ.


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: