бюро независимых экспертиз

- главная : публикации -


Путь в “светлое” через устойчивое

В свое время директор Института экономических исследований чл-корр. РАН Валерий Чичканов предупреждал, что Дальний Восток России может еще долго не входить в содружество государств Тихоокеанского бассейна, так как искуственно “зависает” в политике Японии и разделении труда США. Не участвуя структурно в ценообразовании экспортных продуктов и не представляя по массе объекта для импорта из США, наш регион теряет авторитет партнера еще и потому, что очень неуклюже мы воспринимаем гранты Института Устойчивых Сообществ. Гранты похожи на конфетку в цветистой дорогой обертке, начинка которой нам неизвестна и в основном представлена круглыми столами и семинарами. В то же время крупные программы типа ”Шельф” никак не поддерживаются идеологами российско-американских отношений по части информациологии объекта сотрудничества. “Шельф” предполагал интенсивное развитие южного охотоморья и месторождений северного Сахалина. Но политическая география перенесла объекты поближе к Японии и подальше от управленческих и хозяйственных центров ДВ-региона. Сами сахалинцы почти единогласно против такой постановки программы, так как последний вариант трассировки нефтедобычи практически выбывает из под контроля России, а мощные нефтеперерабатывающие комплексы могут находиться за границей 200-мильной зоны и это усилит мощь рыболовного хозяйства Японии и США, что вряд ли устроит дальневосточников и Россию в целом.

Напомню, что в восьмидесятых годах вышла коллективная монография “Советско-американские экономические отношения в бассейне Тихого океана” (ответственные редакторы Джон Стефан и В.П. Чичканов). Уже тогда американцы старались всячески принизить роль России в региональной структуре хозяйствования, больше давали материалы о белой гвардии и другие исторические сюжеты. Мы не можем раздавать комплименты адвокатско-прокурорского плана, но за пятнадцать лет не произошло снижения американских требований со стороны КОКОМ (запрет на поставки в СНГ высоких технологий). Дальневосточники так и не получили возможности зарабатывать валюту, а потенции “дремлющей” территории в расчет серьезными коммерсантами уже не берутся. Москва совсем не собирается направить поток долларов через Сибирь и Дальний Восток в Соединенные Штаты Америки. За два с половиной года Институт Устойчивых Сообществ прокачал через Россию более 8,5 млрд. $ США, причем только десять процентов хоть как-то осело в виде компьютеров и знаний на ее территории. Более 60% презентованных сумм тратится на административную возню и согласования, разработчики-технологи практически не допускаются к проектам. Конечно, надо заботиться об уссурийском тигре и экологии Амурска, но где технические решения по нашумевшему техноэкополису (Комсомольск-Амурск-Солнечный) и марикультурам. Россию так и не пустили в Комитет тихоокеанского экономического сотрудничства. Вместо этого она выдумывает “свои” региональные комитеты на востоке, теряет охотоморье и многие ареалы на Чукотке, Магаданской области и Саха-Якутии.

Американцы очень внимательно контролируют хозяйственные связи (Восток-Запад) с включением своих интересов по Корее и Китаю, особенно глубинным районам КНР. Здесь устанавлены мощные компьютерные системы на границах КНР и Монголии, а также внутри самой крупной провинции Синцзян, которая является полигоном испытаний новой технологии на стыке Тибета и сложной экономико-географической инфраструктуры управления с “крыши мира”.

США всячески препятствуют отсрочке платежей по долгам России Японии, когда та в очередной раз дала нам, вместо пяти лет, восемь. Япония пролонгировала договор о торговле 1958 года и упростила вопросы предпринимательской деятельности, связанные с имущественными правами для россиян. Это подтолкнуло США к экологической экспансии за счет нагнетания маркетинговых и других интеллектуальных программ в мозги дальневосточных управленцев и предпринимателей. Американцы не лезут в открытые хозяйственные проекты России на Дальнем Востоке, субсидируют в основном частные или местные обучающие акции, пытаясь закрепиться в управляющих сферах чисто идеологически. Пропагандируют методы и механизмы тридцатилетней давности, апробированные в районах Великих озер. Таким образом идеологи Анкориджа и Сан-Франциско уступают место европеизированным волонтерам Нового Света. Здесь налицо проведение политики США (для России как для Европы), в которой прослеживается тенденция не дать японско-китайско-корейской группе завладеть территориально-хозяйственными ресурсами региона. Тем более, что российские севера практически обезлюжены и готовы для освоения “по-американски”. Сахалинские инициативы в виде пакета энергетических программ больше устраивают всех, чем президентская программа “Дальний Восток”, так как последняя сотворена все-таки по “остаточному принципу”. Теперь на остаток претендуют американцы, которые умеют считать и знают, как держать на достаточно коротком поводке страны и народы. Если мы не предложим проекты реструктуризации территории с новым международным хозяйственным механизмом, вряд ли кому будет выгодно наше будущее. Возможно светлое будущее ...

Е.Ерофеев


- главная : публикации : спросить -

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: