бюро независимых экспертиз


У российского ИТ нет «прошлого»

Издательство «Открытые системы» за последние полгода опубликовало немало материалов, связанных с дефицитом кадров в информационных технологиях (ИТ). Безусловно, новый рабочий класс по уровню своей технической оснащенности является самым передовым, если результаты его труда используются затем в высоких технологиях (ВТ). Тем не менее требовать от работодателей ИТ-отрасли повышения ставок зарплаты вряд ли правомерно, так как во множестве других сфер подобные перекосы привели к уничтожению целого ряда специальностей, в т.ч. тяжелого физического труда. Но, ведь никто не отменял ручного труда в с/х производстве, пищевой промышленности, добывающих отраслях и т.д. Конечно же западные ИТ-гиганты воспользовались этой ситуацией и российским специалистам за рубежом и на отечественном рынке ИТ платят намного меньше. Особенно, если эти центры российские. Нам представляется, что мнение некоторых экспертов «Открытых систем», что «открытие центров разработки сопровождается возвращением наших соотечественников из-за рубежа и т.д…» не является правдой. Скорее всего – это просто санкционированная фантазия, вызванная необходимостью кадровой «подпорки» идеи технопарков в России, высказанной как обязательство прорыва в ИТ Президентом России. Хочу подчеркнуть недавно высказанную мною позицию по этому поводу. Я очень не верю в быстрое развитие НИИ на базе Российской Академии наук в 2005 году, равно как и в высшую школу, которая на ИТ не сделает сегодня кадров, так как она слишком оторвана от рынка специализации высоких технологий. Если мы не сделаем программной подготовки специалистов среднего специального и высшего образования по целевым отраслям развития регионов и страны в целом, никакая «глубокая» переработка руд, леса, морепродуктов не двинет нас к приросту ВВП. Кстати, аббревиатура схожа с Президентской. А прирост президентского влияния на экономику сферы высоких технологий более чем актуален.

Ругать ВУЗы, что они несостоятельны в выпуске профильных специалистов бесполезно, так как их передача на местный уровень управления, а затем и снижение оплаты труда педагогов и ученых естественно не вызывает энтузиазма. Взять хотя бы сферы транспорта, энергетики, строительства и связи. Вполне возможно, что правительственным чиновникам действительно наплевать на регионы, где практически так и не реализовалась ни одна федеральная или президентская программа развития. Только в центре изменяется структура рынка и наблюдается унификация хозяйственной системы. Периферия попала под нож сегментации совсем  по другим законам перераспределения собственности. И здесь ИТ, в т.ч. и кадры информатики совершенно ни при чем.

Если Россия действительно хочет или вынуждена прорваться в сфере высоких технологий, ей необходимо только многомерное сетевое построение бизнеса. Не зарплаты, а возможность приобрести место в ИТ-отраслях должны стать характерным условием участия и партнерства. Как минимум трехуровневая система сетевого ИТ-бизнеса (для высоких технологий – пять уровней) давно апробирована в развитых странах. Госмонополии управления ущерба она не нанесла, но заставила население самоорганизоваться, а не ждать социальной справедливости от «центра». Если проект ИТ-ВТ конкурентен, то его руководитель отвечает за все без всяких перевыполнений плана, но на основе собственных гарантий и конституционных прав всех участников проекта.

Евгений Ерофеев
академик
2005

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: