бюро независимых экспертиз


Технопарки: хотим или вынуждены?

Безусловно похвально желание России «добиться прорыва в информационных технологиях», но почему оно возникло, как обычно в отечественной практике, в год, когда «Доктрине информационной безопасности РФ» исполняется пять лет. Неужели нам опять нужны пятилетки, чтобы запустить программу «Технопарки» аж к 2010 году? Не поздновато ли?…

Понятно желание российских министров ничего не менять, а подискутировать лишний раз о науке и практике в размытых сроках и финансовых понятиях. Уверен, что «технопарк» (ТП) как форма, даже в условиях энтузиастов из «Силиконовой тайги» (кстати, глуповатое название) довольно громоздкая организация российских технологий, особенно, когда материальные основы его: оборудование, КИПы и ЭВТ, - не то что неконкурентны, но не выдержат информационно-энергетического прессинга со стороны США, Китая, Индии, Японии. А ведь есть еще «третьи» силы и совсем не во второсортных странах, а там, где весьма активно развиваются автократия и мониторинг стратегий информационной агрессии, вплоть до военного ее проявления. Представляется, что сначала надо лишить правительственные институты (министерства и агенства) монополии на создание и внедрение информационно-энергетических новаций, и поручить концептуальную часть ТП независимым разработчикам.

У нынешнего Президента не так много времени для реализации идеи прорыва в сфере ИТ, поэтому предлагается форсировать программу «Электронная Россия» не в жестких рамках евророссийского силиконового «пятачка» (Московско-нижегородский-питерский треугольник), а путем организации инфодромов по всей России за счет объединения умов и финсредств РАН, крупных общественно-научных холдингов типа сети Международной академии информатизации, Международной ассоциации «Системсервис» и других. Все это действо следует подчинить непосредственно Президенту. В понятие «инфодром» мы вкладываем следующую суть:

  1. В состав комплекса входят только институты и производства, которые «выжили» в условиях разрухи приватизации.
  2. Каждый лидер предполагаемого консорциума и его структуры обязаны пройти гражданскую экспертизу через Общественный совет при Президенте РФ.
  3. Сметы, инвестиционные резюме и прочая документация комплексов должны быть обезопасены от правительственных и прочих «доброжелателей» инспекций, иначе они будут быстро нейтрализованы конкурентами из-за рубежа.
  4. Инфодромы, создавая пилотные проекты для технопарков, должны представлять собой эффективную инфраструктуру ИТ, частично работающую в условиях соблюдения стратегии «критического пути».
  5. «Критический путь» без сетевых технологий весьма трудно выверять, поэтому предлагается институт независимых экспертов, состоящий из светил отечественной науки, специалистов систем быстрого реагирования: разведки, информационной безопасности, налоговой и таможенной служб, а также коммерческого просвещения.

Предлагаемый Президентом законопроект об особых зонах ИТ, я думаю правительство заволокитит, потому что оно не готово к регрессии экономической ситуации в стране, которая анархистами от приватизации была социализирована до абсурда.

Авантюра исков и пограничных режимов, ставшая нормой правления многих местных царьков не только в России и странах СНГ должна быть нейтрализована в ближайшее время, так как российскому плану по ИТ не обойтись без научно-производственного контакта со спецами из аналогичных центров ближнего зарубежья.

Примечательно, что многие учебные, исследовательские и разрешительные институты государств бывшего СССР по сей день ориентированы на нормы и правила советского образца. Их политика особенно не коснулась, а личные связи лидеров серьезно укрепились.

Например, на Дальнем Востоке, а именно в Хабаровске имеется обширная научно-информационная база:

И последнее. Фавориты в области планетарных ИТ: Индия, Китай, США, Япония, - вряд ли заинтересованы в продвижении России на рынок информационно-интеллектуальных новаций. Им может быть предложен российский полигон в части информационной экологии, жизнеспособности территорий, комплексной безопасности общественных формаций. Это особый вид финансирования и он нужен не только России.

Евгений Ерофеев
академик
2005

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: