бюро независимых экспертиз


Информациология региональной налоговой сферы на рубеже веков

Менее чем десятилетний опыт создания правового поля России для налоговой политики показывает, что игра на нем не получила нормальной информационной поддержки, рекламы, подготовки налогоплательщика и соответствующих налоговых институтов.

На Дальнем Востоке произошла самоизоляция объектов налогообложения, дистанцирование законопослушных юридических и физических лиц от законов, инструкций и правил, обещающих нормальную деятельность производства, торговли, сервиса, расселенческих структур в целом.

Так как хронический недобор налогов в бюджет составляет (федеральный уровень - 35-55%, муниципальный - 28-42%), сегодня концентрированного выражения экономики, в т.ч. налоговой политики ни регион, ни федерация в целом не имеют. Это усугубляется несбалансированностью механизмов управления краев, областей, городов и регионов в них, что в свою очередь не позволяет работать с налогоплательщиком системно. Складывается ситуация, когда иерархия органов по налогам и сборам (двухзвенная) не стыкуется информационно и координационно с иерархией власти (край, город, район - трехзвенная).

Город в такой системе проваливает акции по планированию и отчетности, особенно по налогу на вмененный доход. Городские районы при падении уровня производства в них, не могут увеличить сборы, как того требует городская социальная политика. Поиск “дойных коров” или спонсоров в районах ставит налогоплательщиков в неравные условия, что приводит к адекватной реакции. Так было с частным автобусным хозяйством в Железнодорожном районе г.Хабаровска, так есть с инфраструктурой торговли Центрального района, растолканной по подвалам и цоколям жилых домов с критическим условиями эксплуатации, особенно инженерных сетей и канализации. В том и в ином случае налогоплательщик старается спрятать в эксплутационных расходах истинную норму прибыли. Он прав и в ситуации, когда объекты по налогам и сборам на территориях районов являются филиалами более мощных централизованных систем, размещенных в других районах.

В целом для города становится камнем преткновения такая дилемма и никакие существующие планы экономического и социального развития не могут дать конкретного задания, и, значит, и требовать его исполнения по увеличению собираемости налогов.

Еще один аспект. Он касается экспертной оценки выше указанных процессов. Мы считаем, что в случае с Дальневосточным регионом, обязательства центра по налоговой политике должны выполняться с опережением встречных (края, области) на три-четыре месяца. Основанием являются диспропорции в информационных (текущем, балансовом, сводном, финансово-кредитном) режиме взаимодействиях центра и регионов. При изучении механики этих процессов оказывается. что торговые сделки внутри региона и вне его связаны рядом поправок местных администраций, которые можно понимать двояко: неподчинение налоговым законам или проявление самостоятельности по защите налогоплательщика от пресса федеральной налоговой машины. Нам представляется, что и в первом и во втором случае нарушается Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” - статьи “Государственная должность” и “Принципы организации деятельности”. Весьма часто под лозунгом защиты прав и свобод граждан на локальной территории проявляются чисто сепаратистские приемы разделения на “наших” и “не наших”.

Кроме этого становится актуальной задача объединения в ареале Тихоокеанского бассейна усилий государств по организации единого налогооблагаемого пространства. Эту задачу не надо путать с постановкой цели организации баз налогообложения. Такая постановка преследует весьма прозрачную цель разведки любого государства и в комментариях не нуждается. Целесообразным, на наш взгляд, является создание информационно-интеллектуальных банков по различным сферам взаимодействия: производство, экология, торговля, строительство, туризм, реконструкция объектов и территории после катаклизмов. Единая информационно-сотовая система налоговой политики вряд ли возможна из-за чисто конъюнктурных условий планетарного развития субъектов управления.

Реальный режим деятельности приграничных территорий региона, где проживает более 90 процентов населения, они же физические лица - налогоплательщики и сосредоточено до 71 процента хозяйственного потенциала в руках рыночных субъектов, они же - юридические лица - налогоплательщики, - демонстрирует отсутствие не только информационного, но и компенсационного (финансово-товарного) поля. А это значит, что нет и объекта управления, в классическом понимании этого термина. Неоднозначность товарного покрытия в производстве и потреблении (имеется ввиду широкий диапазон разброса оценок в разных валютах) приводит к тому, что центру приходится довольствоваться усредненными или экспертными показателями того или иного процесса. Искажение информации ведет к тому, что центр вынужден лавировать даже между теми, с кем плотно занимался ранее.

И последнее. В результате тотальных изменений информационного пространства в регионах нарушено правовое обеспечение всех участников этих процессов. Нет экспертных и консультационных разработок по стилизации и культуре налогообложения. А это действительно и наука и культура, которые пока плетутся сбоку принудительных процедур изъятия. Здесь не должно быть перекосов, хотя очевидно, что платить налоги не всегда логично, но не платить всегда накладно. К сожалению, многие средства массовой информации и ораторы ведут пропаганду “сырой” аналитической информации, т.е. по горячим следам. Представляется, что здесь надо подумать об экономии времени и денег на печатное и вербальное общение с аудиторией налогоплательщиков или коллег по профессии. Нужны приемы биоэнергоинформационных технологий, мануального экспресс-анализа, чакрометрии и психоанализа, так как в любом случае налоги - это логика отношений между людьми и для их же обоюдной пользы.

Е.Ерофеев
1998

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: