бюро независимых экспертиз


7. использование экономического потенциала территории района.

7.1.Эффективность использования территориально-производственного потенциала Железнодорожного района.

Уровень развития производственной среды города в целом и его административных районов, степень урбанизации позволяют сопоставить показатели эффективности использования территориально-производственного потенциала (плотность территории под застройкой промышленными и другими объектами) в разных городах, городских районах. Этот показатель для дальневосточных городов колеблется от 0,53 (Биробиджан) до 0,87 (Совгавань), а в европейской части страны он равен 0,93-0,96, что в 1,5-1,8 раза выше, чем на Дальнем Востоке.

В качестве комплексного показателя эффективности застройки можно предположить коэффициент использования совместного потенциала территории (Коп)

Рассмотрим формулу Коп = , где

В - валовой продукт предприятия в сопоставимых ценах;

П - полезная (технологическая) площадь предприятия;

С - стоимость застройки предприятия, промузла, района;

Г - территория (зона влияния) предприятия в границах генерального плана;

В/П - эффективность концентрации валового продукта на технологических площадях (отраслевой срез);

С/Г - эффективность застройки городских районов объектами производственного назначения (территориальный срез).

В условиях интенсивного развития (В/П) изменяется более быстрыми помпами, чем (С/Г). При сравнении трех смежных районов города Хабаровска (Краснофлотский, Кировский, Железнодорожный) наилучшее соотношение (В/П) наблюдается у Кировского района. Это самая компактная в городе производственная система. В тоже время из-за несогласованности функций различных производств много неудобных территорий остается в рассматриваемом Железнодорожном районе, наблюдается низкая связанность технологических участков.

Нам представляется возможным проводить сравнение объектов района отдельно по абсолютным характеристикам числителя и знаменателя формулы. Тогда лучшие показатели будут у тех систем, которые наиболее эффективно используют имеющиеся территории, технологические площади и связи между ними на основе кооперирования функций.

Особое внимание необходимо уделить выполнению программ по выпуску различных видов продукции, которое должно способствовать пропорциональному развитию как производственных, так и социальных инфраструктур независимо от "престижности" того или иного производства в том или ином районе. Это предопределяет более равномерное распределение благ и услуг для населения города, сопряженных территорий, способствует устранению структурных диспропорций в хозяйственном развитии территории, социальном развитии населения городских районов.

Необходимо также учитывать и гот факт, что на производственную функцию городов и районов возлагаются и сложные социально-культурные функции по организации и регулированию условий жизни всего населения как города, так и районов. Нормальная работа предприятий невозможна без согласованного развития производственной и социальной инфраструктур.

Анализ предприятий производственного назначения, расположенных на территории Железнодорожного района показывает, что основные производства носят в основном коммунально-складское назначение. По сути, вся территория района представляет собой основную коммунально-складскую зону города Хабаровска. Отсюда очень низкий коэффициент использования и эффективность использования потенциала территории района в целом. С градостроительной точки зрения территория района представляет собой линейно-расчлененную структуру. Наша задача - упорядочить ее, привести к более организованной и жизнеспособной системе, с выявлением основных композиционных центров, выносом неудобных производств, складских территорий и созданием единых, мощных складских помещений под аренду. Задача времени – добиться согласия администрации района.

Нельзя больше мириться и с положением, при котором городское хозяйство, работая на пределе возможностей, обеспечивает деятельность сотен предприятий и организаций различных ведомств, а получает средства на свое развитие по пресловутому остаточному принципу. Ведь это значит, что продолжает углубляться диспропорция в городской инфраструктуре, тормозится ее развитие.

Составная часть комплексной программы развития района должна стать программа экологического оздоровления городской среды, разработанная на основе проводимых исследований по определению предельно-допустимых масштабов развития промышленности, строительства и других видов хозяйственной деятельности на территории района с учетом наличия водных ресурсов, а также степени загрязнения окружающей среды. Полученные данные должны быть использованы при разработке всей производственной сферы не только района, но и города в целом.

Интересы защиты экологической среды, сбережения природных ресурсов требуют сейчас масштабного, комплексного подхода. Эту проблему необходимо решать совместными усилиями всех предприятий города и смежных территорий.

Еще одно перспективное дело, сулящее выгоду городу. Известно, сколь остро не хватает складских помещений (особенно сейчас, когда интенсивно развиваются зарубежные торговые связи). В то же время многие из них в черте города и района необходимо ликвидировать, т.к. они расположены в жилых домах и даже в зданиях, являющихся памятниками архитектуры. Переводить же эти склады некуда - других помещений у нас попросту нет. Можно, конечно, выделить предприятиям и организациям земельные участки под строительство новых, но не трудно представить, во что превратятся окраины, уставленные разномастными, разнокалиберными пакгаузами ведомственных складов.

Как показывает опыт передовых стран, можно пойти другим путем: построить с помощью иностранной фирмы большой комплекс складского хозяйства, который являясь собственностью города (района) будет сдаваться в аренду на любой срок за дифференцированную плату. Расчеты показывают, что реализация такого проекта с помощью банковского кредита позволит уже в ближайшие годы коренным образом улучшить всю систему складского хозяйства.

Необходимо признать, что реализация многих долгосрочных программ невозможна без привлечения валютных средств. Но валюту необходимо зарабатывать самим. Следовательно, нужно научиться разговаривать с зарубежными фирмами на языке коммерции, извлекать из наших крепнущих отношений с Китаем, Южной Кореей, Японией и др. и экономическую выгоду.

Считаем, что стабильным источником поступления валютных средств должна стать собственная туристическая индустрия. Многое может дать создание сервисных центров и представительств зарубежных фирм, открытие их магазинов, валютных ресторанов. Во всяком случае, подобного рода проекты воспринимаются инофирмами с большим интересом.

7.2.Экономический расчет эффективности размещения промышленных предприятий по вариантам.

Экономический расчет эффективности размещения промышленных предприятий по вариантам по приведенным затратам с учетом стоимости строительства и эксплуатации инженерных коммуникаций (сооружений) при условии, что стоимость строительства и эксплуатации промышленных предприятий по вариантам одинакова лучше производить в табличной форме, согласно рекомендациям Института Генпланов Мособлисполкома.

Все варианты размещения промышленных предприятий должны быть сопоставимы по функциональному назначению (составу продукции, ее качеству, объему производства и т.д.); по специальным факторам производства: влиянию на окружающую среду и т.д.

Сравнение вариантов следует производить только с точки зрения отличающихся их признаков.

Расчетная формула приведенных затрат применительно к рассматриваемой задаче имеет вид:

 

, где

 

Kt - затраты на строительство инженерных сооружений по вариантам размещения промпредприятий на территории района: принимаются равными сметной стоимости строительства;

Nt - издержки при эксплуатации инженерных коммуникаций по вариантам размещений предприятий в i-ом году;

Тс - год начала строительства инженерных коммуникаций, отсчитываемый от момента его ввода в эксплуатацию,

at - коэффициент приведения

 

, где:

t - число лет после ввода в эксплуатацию инженерных коммуникаций по вариантам размещения промпредприятий в районе (t = 1, 2, 3, .... Тф лет);

Е - норматив приведения, равный 0,1;

mt - дисконтный показатель для приведения текущих издержек, определяемых в зависимости от срока функционирования объекта Тф по формуле:

 

Приведенные затраты рассчитываем, исходя из следующего:

1) Срок строительства инженерных коммуникаций принимаем по всем вариантам размещения одинаковым - один год. В этом случае t=1 год, at=1,1; Тф - принимаем за год окончания функционирования инженерных коммуникаций, отсчитываемый от момента ввода предприятий в эксплуатацию;

2) Издержки при эксплуатации инженерных коммуникаций промышленных предприятий рассчитываем, исходя из расчетного срока 30 лет, как это обычно принимается при сравнении вариантов градостроительных решений.

Значение коэффициента mt в этом случае составит:

при t=1 год    mt=l;

при t=5 лет    mt=4,2;

при t=10 лет  mt=7,2;

при t=15лет   mt=9,1;

при t=20 лет  mt=10,4;

при t=25 лет  mt=11,2;

при t=30 лет  mt=11,8;

Как уже отмечалось расчеты но определению капитальных вложений и эксплуатационных затрат инженерных коммуникаций, а также приведенных затрат проводятся по всем составляющим и сводятся в таблицы.

Схема 7.1

Основные условия, определяющие эффективность деятельности пользователей городской территории и основные факторы, характеризующие выполнение условий

Экономическая оценка городских территорий позволяет решать многие градостроительные задачи, например, выбирать первоочередные районы застройки, обосновывать выбор площадок под строительство промышленных предприятий.

Экономическая оценка городских территорий совместно с экономической оценкой свободного времени (ЭОСВ – оценка зависит от заработной платы в один час, переменная)* позволяет комплексно оценить каждый вариант размещения промышленного предприятия в структуре юрода.

7.3.Использование территории района с точки зрении удобства проживания населения.

Городской район, как городская подсистема, имеет длительный срок эксплуатации. В связи с этим градостроительные эффекты, связанные с функционированием городских систем должны учитываться за достаточно большой период времени (с учетом морального износа градостроительных решений и требованием эффективности использования капитальных вложений. Период времени для расчета градостроительных эффектов устанавливается в 20 лет).

Градостроительная деятельность связана с получением целого комплекса эффектов:

При определении эффективности градостроительных систем и объектов за основной критерий принимается один из видов эффекта, а остальные учитываются как дополнительные или рассматриваются в качестве ограничений.

В большинстве случаев целью градостроительных мероприятий является создание благоприятных условий проживания, что определяет выдвижение социального эффекта в качестве основного критерия. В то же время требование повышения эффективности использования капитальных вложений и материальных ресурсов диктуют необходимость во многих случаях выдвижения в качестве основного критерия экономического эффекта.

Другие виды эффектов также могут рассматриваться как основные критерии определения эффективности градостроительных систем и объектов при проведении мероприятий соответствующей условной направленности.

Наряду с перечисленными выше видами эффектов необходимо учитывать и соответствующие экономические эффекты, которые рассматриваются в качестве дополнительных к основным социальным, экономическим и экологическим эффектам.

Основной и сопутствующий экономические эффекты устанавливаются как разность между результатом и затратами (прямыми и сопряженными).

Прямые затраты включают капитальные вложения и текущие затраты на основном объекте реализации градостроительного решения. Сопряженные затраты определяются по отраслям, на которые данное градостроительное решение оказывает косвенное влияние.

Последовательное изучение градостроительной деятельности, путей возникновения экономического, социального, системного и прочих эффектов создает предпосылки для сопоставления и выбора наилучших вариантов решений.

Таблица 7.1

Преимущественные направления возникновения эффектов по группам градостроительных мероприятий.

Группы

градостроительных

мероприятий

Основные виды эффектов

экологический

экономический

социально-экономический

социальный

психологический

системный

управленческий

Совершенствование планировки и застройки городов и населенных мест

+

+

+

+

+

+

-

Создание градостроительных комплексов

+

+

+

+

+

+

+

Совершенствование номенклатуры и типологии жилых и общественных зданий

-

+

+

+

+

-

--

Применение откорректированных норм СНиП

+

+

+

+

-

+

+

Реконструкция жилого фонда

+

+

+

+

+

+

+

Совершенствование облика города

-

-

-

+

+

+

-

Примечание: + - наличие эффекта; «-» - отсутствие эффекта.

Задачи, решаемые на основе градостроительной и экономической оценок территории и арендной платы за городские земли.

Направленность задач

Уровень решения задач

населенное место (город, район)

Социально-экономическое развитие (механизм: экономическая оценка и арендная плата)

  • сбалансированное развитие производства и социальной сферы;
  • ускорение социального развития системы и подсистем города;
  • укрепление местного бюджета, возмещение затрат;
  • экономия городских земель и сокращение издержек на их освоение и обустройство

Совершенствование хозяйственного механизма (механизм: арендная плата)

  • дифференциация квартплаты, изъятие рентных выигрышей местоположения;
  • усиление зависимости местных бюджетов от финансовых результатов хозяйственной деятельности;

Градостроительное проектирование (механизм: градостроительная и проектная практика)

  • определение направлений территориального развития;
  • выбор направлений интенсификации городских территорий;
  • функциональное зонирование городских территорий;
  • определение эффективности мероприятий по сохранению, улучшению и защите окружающей среды;
  • выбор мероприятий по сохранению памятников архитектуры и ценных природных ландшафтов.

 

 

7.4 Система привлечения, контроля и стимулирования участии предприятий в комплексном экономическом и социальном развитии города и административных районов города

7.4.1 Расчет необходимого размера вклада предприятий и организаций в комплексном развитии города или района и порядок привлечения средств

Согласование требуемого размера долевых вкладов предприятий в финансирование развития и текущего содержания общетерриториальных сфер должно производиться следующим образом.

  1. Производится расчет потребностей в развитии каждой сфер, отраслей и конкретных элементов, исходя из программно-целевого подхода, предполагая, что город, как и район должен быть выведен к концу расчетного периода на нормативный уровень обеспеченности соответствующими объектами или услугами (жилье, детские учреждения, ..., вода, тепло, электроэнергия; объекты природоохранной сферы и т.д.).
  2. Производится расчет требуемого на плановый период дополнительного ввода мощностей для достижения целевых показателей, обоснованных по пункту "1".
  3. Производится расчет среднегодового ввода мощностей исходя из требуемого за плановый период ввод мощностей, обоснованного по пункту "2".
  4. Производится оценка капитальных вложений по каждому из элементов инфраструктуры и других сфер (стоимость одного квадратного метра жилья, места в детских дошкольных учреждениях, одного кубометра прироста водообеспечения и т.д.).
  5. Производится расчет среднегодовых потребностей в капитальных вложениях развитие рассматриваемых сфер и каждого из них элементов на основе данных пунктов "3", "4". В случае наличия уже подготовленной проектно-сметной документации по каким-либо элементам для покрытия потребностей города затраты целесообразно взять из нее.
  6. Производится оценка суммарных среднегодовых (приведенных) затрат на развитие и текущее содержание рассматриваемых сфер суммированных данных по пунктам "5" и "7".
  7. Производится оценка среднегодовых затрат на текущее содержание (эксплуатацию всех объектов рассматриваемых общетерриториальных сфер).
  8. Производится обоснование долевых вкладов предприятий (организаций) в развитие рассматриваемых сфер и их элементов на основе критериев, отражающих специфику пользования каждой из сфер. Типовые модели обоснования долевых вкладов разработаны и представляют собой математические модели разных уровней.

Порядок привлечения средств предприятий в развитие рассматриваемых общетерриториальных средств на основе оцененных размеров долевых вкладов определяются спецификой сферы и конкретного элемента и действующими нормативно-правовыми актами.

В настоящее время возможны следующие способы привлечения средств:

  1. отчисление от прибыли предприятий;
  1. взносы в фонд дополнительных финансовых ресурсов (ФДФР);
  2. взносы в территориальный фонд долевых вкладов (ТФДВ). (В дальнейшем, по мере решений вопросов об упорядочении платы за трудовые (природные) ресурсы добавятся еще несколько способов;
  3. плата (точнее, часть платы) за трудовые ресурсы в местный бюджет;
  4. плата за городскую землю, как элемент платы за природные ресурсы (и ранее созданный инфраструктурный потенциал) - для платы с вновь размещенных предприятий.

Пропорция привлечения средств в размере требуемого долевого вклада за счет первых трех способов определяются следующим образом:

1. Для предприятия республиканского подчинения устанавливается норматив платы от прибыли в местный бюджет в размере 10% от расчетной прибыли.

В том числе:

Для предприятий, расположенных в административных районах края (области), в районный бюджет должно отчисляться 6%.

Оставшаяся часть требуемого долевого вклада предприятием распределяется по согласованию с местными властями и должна:

Из фондов развития предприятий, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, могут передаваться ресурсы на развитие общетерриториальной производственной инфраструктуры, межотраслевых структур. Так, в частности, из фонда развития производства, науки и техники могут финансироваться:

Структура источников ресурсов для обеспечения привлечения средств предприятий (организаций) в соответствии с требуемым долевым вкладом должна быть представлена по каждому предприятию в виде таблицы (см. таблицу 7.2.).

 

Таблица 7.2 (пример)

Нормативы долевого вклада предприятий в комплексное развитие АТЕ (города) и источники привлечения средств

п/п

Министерство (ведомство)

Предприятие (организация)

Общий размер долевого вклада в комплексное развитие АТЕ (города)

(тыс.руб)

Источники обеспечения долевого вклада

Отчисление в бюджет АТЕ 3+5+7+9

Отчисления от прибыли

Плата за трудовые ресурсы

Плата за природные ресурсы

Фонд предприятий

Фонд социального развития

Фонд развития производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

4, 6, 8 – Н (%)

5,7.9 – АВС тыс. руб

10, 13 – собственные средства

11, 14 – фонд дополнительных финансовых ресурсов

12, 15 - территориальный фонд долевых вкладов

глава 1   глава 2   глава 3   глава 4   глава 5   глава 6   глава 7   глава 8   выводы


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: