бюро независимых экспертиз


Информационные системы налогообложения в Дальневосточном регионе

(часть 2)

Бюджетные назначения в федеральный бюджет, тыс.руб.

Виды налогов

Итого 1998 год

 

План

Факт

%

Налог на прибыль

3 826

4 564

119,3

НДС

30 340

28 279

93,2

Акцизы

18 605

25 079

134,8

Госпошлина

256

255

99,6

Природные ресурсы

85

147

172,9

Покупка/продажа валюты

27

70

259,3

Прочие налоги

585

632

108,0

Земельный налог

35

240

685,7

Итого

53 759

59 266

110,7

 

Рост выполнения бюджетных назначений произошел, в основном, за счет ужесточения контроля сбора живых денег. Также необходимо отметить, что августовский скачок цен благотворно повлиял на рост продаж, это видно по поступлениям. Недовыполнение по НДС объясняется, тем, что этот налог в этом случае увеличивает свою долю непропорционально общему росту цен, а немного быстрее, поэтому он становится очень обременительным для экономики.

Выполнение бюджетных назначений в территориальный бюджет, тыс.руб.

Виды бюджетов

Итого 1998 год

 

План

Факт

%

Консолидированный бюджет

133 890

112 925

84,3

- краевой

66 344

62 238

93,8

- местный

67 546

50 687

75,0

Мобилизация наличных денежных средств

80 335

61 296

76,3

- краевой

39 808

27 438

68,9

- местный

40 527

33 858

83,5

 

Отставание поступлений в территориальный бюджет объясняется тем. что часть территориальных налогов выплачиваются с фонда заработной платы, а рост последней отстает от общего роста цен. А часть выплачивается с некоторых услуг, на выручку от которых рост цен действует угнетающе.

Динамика поступлений по платежам в местный бюджет за два года, тыс.руб

Виды налогов

За 6 мес. 1998 г.

За 6 мес. 1999 г.

динамика в %

Налог на содержание милиции

94

112

119,1

Сбор на нужды образовательных учреждений

718

200

27,9

Налог на содержание жилищного фонда

3 744

4 026

107,5

Сбор на подготовку к зиме

715

69

9,6

Налог на рекламу

89

207

232,6

Налог с продаж

3 915

Остальные налоги

1 336

752

56,3

Всего

6 696

9 281

138,6

 

Анализируя поступления нельзя не отметить резкое увеличение налога на рекламу (почти в три раза), а также налога на милицию. Кроме того, приятно радует хорошая динамика поступлений налога с продаж (столько времени потрачено за него было).

Динамика и удельный вес поступлений в местный бюджет, тыс. руб

Виды налогов

За 6 мес. 1998 г.

За 6 мес. 1999 г.

 

поступление

в %

поступление

в %

Налог на содержание милиции

94

1,4

112

1,2

Сбор на нужды образовательных учреждений

718

10,7

200

2,2

Налог на содержание жилищного фонда

3 744

55,9

4 026

43,4

Сбор на подготовку к зиме

715

10,7

69

0,7

Налог на рекламу

89

1,4

207

2,2

Налог с продаж

3 915

42,2

Остальные налоги

1 336

19,9

752

8,1

Всего

6 696

100

9 281

100

 

Новвведения в местном налоготворчестве привели к тому, что основную тяжесть, помимо прежнего налога на содержание жилищного фонда, разделил новый налог с продаж. Эти два налога составили более 80 процентов всех сборов в местный бюджет. Хотя удельный вес местных налогов в общих налоговых поступлениях за 1 полугодие 1999 года составил 6,9 процентов, за аналогичный период 1998 года - 8,4 процента.

Формализация задач по налоговой политике не может ограничиваться рамками компьютерных технологий, так как все они нацелены на поиск оптимального или наиболее эффективного решения. В налогообложении, входящем в сферу всеобщего информационно-правового взаиморазвития, существует все известные комплексы: системно-программный, экспертно-диагностический и реализационный, в которых наряду с экономическими и математическими границами четко выражены процессуально-правовые, морально-этические и энерго-информационные. О последних хочется сказать особо. Эти границы нельзя охарактеризовать какими-то предметными величинами, так как рыночная экономика инициирует не круг проблем, а резко закрученные спирали, в которых векторы двумерного пространства (например, зарплата-налоги на зарплату или налоги на прибыль) не имеют постоянной длины и четких траекторий. В этой связи область надежности сопрягаемых параметров (парных связей) находится постоянно в состоянии недобора.

Очень трудно установить степень достоверности оценок первого ряда, например, по зарплате, по отношению к оценкам второго ряда, т.е. налогам на эту зарплату. Особенно в тех случаях, когда пропорции между себестоимостью и стоимостью, производительностью труда и его оплатой нарушены и не могут быть приведены в соответствии с действующим налоговым законодательством и Гражданским кодексом. Спектральная корректировка формализованных моделей должна проводиться в установленных рамках налоговой отчетности, но обязана носить характер рекомендаций, и не быть инструктивно-изымающей. Иначе мы придем к новому переделу имущества, недвижимости, территорий, что неизбежно отразиться в социальных конфликтах вплоть до войн городов и опустошительных территориальных экспансий. Все имеющиеся информационные технологии в такой ситуации следует переориентировать на льготный или дисконтный (дисконт - скидка) режим. Что это значит?

Во-первых, правила взаиморасчетов должны учитывать тот факт, что при тотальном обвале рубля компенсации в виде поступлений в бюджет могут достигать: муниципальный уровень 62-65%, федеральный уровень 41-47%. Эти цифры рассчитаны на основании анализа имитационных моделей, приведенных ранее с уточнением по производству, распределению, обмену и потреблению товаров первой необходимости.

Во-вторых, наполнение бюджетов различными по технологии налогами не происходит одновременно как по времени, так и по мощности. Таким образом, следует соизмерить комбинации уровней налогов и обратить внимание только на те, которые ориентированы на жизнеобеспечение расселенческих структур. С акцентами на промышленность без льгот и дисконт системообразующего характера, в том числе градоформирующих, нечего и думать о техническом прогрессе.

И, последнее. Правовое обеспечение территорий, в том числе и при помощи Региональных Советов силовых структур, как наиболее экономичных при выработке концепции налогового правопорядка, специальных информационных технологий и тотальной разъяснительной работы с населением, также должно строиться на согласительных условиях, включая доверие, как обязательное условие производственных отношений.

Ерофеев Е.А., Краюшкин О.В., 1999 г.

Часть 1


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: