бюро независимых экспертиз


2. Административный район города как объект территориального управления

Введение

Городской административный район - это относительно самостоятельный объект планирования и финансирования социально-экономического развития. Особенности городского административного района или объекта планирования и финансирования определяют и специфику образования и использования как районного бюджета, так и сверхбюджетных фондов комплексного развития.

Наличие общегородских объектов обеспечения жизнедеятельности определяет то, что финансирование их развития должно осуществляться на уровне города в целом.

В то же время, городской административный район может самостоятельно обеспечивать развитие и текущее содержание следующих направлений:

Кроме установленных традиционных источников финансирования, районный бюджет должен пополняться:

Городской административный район имеет право на часть общегородского фонда дополнительных финансовых ресурсов, формируемую за счет мероприятий, организованных непосредственно местными властями.

В городском административном районе могут образовываться фонды долевых вкладов предприятий за счет кооперации средств, в которых заинтересованы все эти предприятия.

Использование сформированных на уровне района фондов комплексного развития производится районом самостоятельно. Изъятие вышестоящими органами накопленных средств может производиться только в порядке исключения.

В законодательных актах местные власти, как правило, упоминаются перечислением от краевого, областного уровня до районного, поселкового, границы компетенции местных властей различных уровней согласно иерархии обозначены весьма нечетко. Между тем установление такого рода границ прав и обязанностей возможно лишь после уяснения и установления такого рода границ и места, которое каждое из территориальных образований занимает в системе воспроизводства человеческой жизни, а следовательно и в системе территориального управления.

Здесь следует иметь ввиду, что процесс воспроизведения населения существует только в виде самовоспроизводящихся территориальных общностей, среди которых основным звеном является единичная территориальная общность. Общности, большие единичных территориальных (область, край, регион) не могут рассматриваться в качестве основных, ввиду отсутствия системной целостности населения, а общности, меньше единичных территориальных (семья, трудовой коллектив и т.п.) - ввиду "частичности" структуры. Отсюда следует, что наибольшая "нагрузка" в практическом осуществлении рыночных отношений приходится на единичные территориальные образования, в числе которых главным и особенным образом следует выделить город со свойственной ему структурой (районами).

Наиболее характерной чертой города является концентрация на сравнительно ограниченной территории практически всех видов человеческой деятельности. В городах реализуются функции материального производства, обмена, распределения, создания духовных ценностей, образования и т.д. Субъектами выполнения данных функций являются предприятия и организации градообразующей сферы, основным элементом которой является сфера материального производства. Она образует экономическую базу города.

Наряду с деятельностью города, направленной извне, т.е. на участие в материальной, политической и духовной жизни общества, в жизни города следует выделить серию функций, назначение которых - обеспечить жизнедеятельность самого населения. К градообслуживающей сфере мы относим предприятия местной промышленности, агропрома, городской пассажирский транспорт, систему предприятий коммунального и жилищного хозяйства, торговлю, бытовые учреждения и организации культуры, детские дошкольные учреждения, организации народного образования, здравоохранения и т.д.

Разделение и объединение различных видов деятельности в две большие группы позволяет сформулировать двойственность целеполагания города как сложной социально-экономической системы. Так, основной экономической функцией города следует считать обеспечение условий для эффективной деятельности предприятий, расположенных на его территории, а основной социальной функцией - обеспечение наиболее благоприятных условий для оптимального режима социального и демографического воспроизводства.

При этом следует отметить ограниченность возможностей города в непосредственном влиянии на сферу материального производства. Высокая степень специализации и кооперирования этого вида производства в масштабах общества в целом (в том числе и мирового сообщества), полная самостоятельность и финансирование предприятий предполагает либо отраслевую структуру управления, либо свободное вхождение предприятий в концерн, объединение, установление прямых экономических связей с партнерами и т.д. и т.п. Во всех этих случаях происходит значительное сужение (вплоть до полного исключения) функций местного территориального управления и его компетенции по отношению к ведущим параметрам и характеристикам материально-вещественного производства.

Таким образом, экономическая деятельность города, направленная извне, соответственно сама становится вне компетенции городских органов управления. Более того, целый ряд важных социальных параметров самого города оказываются производными от инициативы экстерриториального отраслевого (или аналогичного) управления. С точки зрения хозяйствующего субъекта город с его населением является не более, чем инфраструктурой материального производства. Отсюда решение производственных и хозяйственных задач предприятие осуществляет в отрыве, а порой и за счет удовлетворения социальных проблем и задач.

В условиях рыночных отношений район становится относительно обособленной в социально-экономическом отношении подсистемой единого комплекса крупного города и развивается на основе использования принципов рыночной экономики.

Формирование финансовых ресурсов на развитие производства и социальную инфраструктуру района осуществляется преимущественно за счет местных источников и закрепленных за районом отчислений от общегосударственных доходов и налогов.

2.1 Цели и задачи деятельности администрации

Администрация является органом государственной власти в районе и руководит на своей территории всей хозяйственной и социально-культурной деятельностью, используя экономические методы воздействия на деятельность служб города. Организация деятельности администрации осуществляется в целях дальнейшего развития экономических методов территориального управления, повышения самостоятельности, ответственности и взаимной заинтересованности местных органов управления, предприятий и организаций в рациональном использовании территориальных ресурсов, ускорении социально-экономического развития района и увеличения их вклада в конечные хозяйственные результаты.

Главная задача районных органов - обеспечение органического сочетания производственного и социального развития подведомственной территории,

удовлетворение потребности населения в условиях здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, народного образования, улучшения коммунально-бытовых условий жизни людей.

2.2 Организация деятельности районных органов

Сфера действия хозяйственных отношений направлена на:

Администрация имеет право ограничивать или прекращать хозяйственные действия предприятий как существующих, так и планируемых к размещению в районе, которые наносят экологический вред или ущерб или сдерживают возможности реализации приоритетных направлений развития района.

Администрация не имеет права вмешиваться в процессы внутренней организации производства на предприятиях и осуществляет взаимоотношения с ними на договорных, взаимовыгодных началах.

Основой пропорционального развития территории района являются разработанные планы социально-экономического развития района, увязанные с планами экономического и социального развития предприятий, расположенных на районной территории.

В соответствии с действующим законодательством администрация осуществляет функцию вышестоящей организации по отношению к предприятиям и организациям районного подчинения и непосредственно руководит работой подведомственных предприятий, объединений, организаций, управлений и служб, связанных с социально-экономическим развитием района.

В условиях территориального управления администрация имеет право:

2.3 Формирование и использование бюджета района и вне бюджетных источников денежных средств для экономического и социального развития

Финансовые ресурсы, направляемые на экономическое и социальное развитие района, формируются за счет бюджета и внебюджетных средств администрации, а также средств населения, государственных предприятий и организаций, кооперативов, расположенных на территории.

Внебюджетные поступления вносятся плательщиком на счет «фонд дополнительных финансовых ресурсов», который открывается для района в соответствующем отделении Спецбанка РФ.

Бюджет формируется за счет источников:

Администрация самостоятельно определяет направления и объемы использования бюджетных средств, кроме ассигнований на содержание государственного аппарата управления.

Потери в доход районных бюджетов из-за недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий на территории района за счет средств вышестоящих бюджетов (городских, республиканских) не компенсируются.

Во внебюджетный фонд денежных средств зачисляются:

Состав работ необходимых для разработки программы комплексного социально-экономического развития административного района (часть 2)

глава 1   глава 2   глава 3   глава 4   глава 5   глава 6   глава 7   глава 8   выводы


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: