бюро независимых экспертиз


1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКА (КАК СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА ГОРОДА)

Введение

Радикальная экономическая реформа резко изменила социально-экономическую обстановку как в городе, так и в его структурных административных элементах. Стремительный рост цен вследствии их либерализации сказался во всех сферах общественной жизни. Проявившиеся уже в 1991 году негативные тенденции в производстве и на потребительском рынке, в сфере кредита денежного обращения в 1996 году лишь только усилились.

1.1 общая характеристика железнодорожного района г.Хабаровска

Железнодорожный район г.Хабаровска образован в 1938 году. Площадь района 88 квадратных километров, что составляет более 40 процентов от площади города. На 1 января 1997 года в районе проживает 138,2 тыс. человек, из них 29569 пенсионеров, 47 тыс. детей до 18 лет, 29,1 тыс. молодежи.

Социально-экономическое развитие Железнодорожного района характеризует:

Экономическая ситуация в 1996 году в Железнодорожном районе характеризовалась обвальным ростом неплатежей предприятий, сокращением совокупного спроса и затяжным спадом объемов производства, прогрессирующей задолженностью предприятий, нарастающей напряженностью в финансовом положении банков и торговых организаций.

В результате разбалансированности экономических связей значительно ухудшилось обеспечение населения продуктами пищеперерабатывающей промышленности - сырьем и материалами. И ценовых условиях 1992 года животноводство осталось нерентабельной отраслью, поэтому производители товарной животноводческой продукции в подсобных сельских хозяйствах предприятий и организаций продолжит сокращать производство.

Выпуск промышленной продукции на основных промышленных предприятиях района постоянно снижался, тем самым увеличивая незанятость трудоспособного населения. Увеличилась миграция населения. Наиболее стабильным оставалась работа предприятий, формирующих транспортную инфраструктуру района (железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт), но при этом наблюдается резкое снижение как грузовых, так и пассажирских перевозок.

Из-за резкого ухудшения финансовых условий существования практически всех учреждений культуры происходит быстрая деградация этой сферы. Положение остается критическим.

Предприятия малого бизнеса, учитывая их ключевую роль в структурной перестройке экономики, из-за несовершенного регулятора развития - налога, таковыми не являются. В формировании градостроительной инфраструктуры района участвуют лишь десятки кооперативов от общего состава предприятий малого и среднего бизнеса.

Социально-экономическая ситуация по итогам 1996 года в Железнодорожном районе, как и в целом по городу, характеризуется продолжающимся снижением объемов промышленного производства, ростом неплатежей, ухудшением финансового положения предприятий, ростом безработицы и падением жизненного уровня населения.

Объем промышленной продукции снизился на 18,3% в сравнении с 1995 годом. В связи с ухудшением финансового положения и снижением объемом производства на 5 предприятиях признано целесообразным консервация основных фондов.

Наконец 1996 года просроченная задолженность по выплате заработной платы составила 50,8 млрд. рублей. Основной причиной задолженности является отсутствие средств из-за неплатежей за готовую продукцию.

Среднесписочная численность работающих в 1996 году сократилась: в промышленности на 20,8%, в строительстве на 6,8%, на транспорте на 5,7%, на сельскохозяйственных на 29,6%. Хотя официально уровень безработицы в районе остался на уровне 1995 года и составил 1,7%, однако по-прежнему, высокий уровень "застойной безработицы" - свыше 60% и "хронической безработицы" 10%.

Следствием снижения жизненного уровня населения, снижения его покупательной способности явилось снижение товарооборота в розничной торговле и общественном питании. По сравнению с 1995 годом товарооборот в сопоставимых ценах снизился на 10,9%. Доля продовольственных товаров составила 63,6%, продажа алкогольных напитков в объеме продовольственных товаров составила 24,2%.

Рассматривая социально-экономический потенциал Железнодорожного района с точки зрения базы для организации научных экспедиций, туризма и экологических исследований, необходимо отметить прежде всего развитую транспортную и снабженческо-складскую инфраструктуру.

Хабаровск на сегодняшний день является наиболее развитым центром воздушных сообщений Дальнего Востока, имеющий не только аэродромы, ремонтную и обслуживающую самолеты базу, развитые службы обслуживания грузов и пассажиров, но и современный международный терминал и сложившиеся долговременные связи с ведущими авиакомпаниями России, США, Японии, Кореи и др. странами Aзиатско-Тихоокеанского региона, что позволяет обеспечить авиасообщение как с зарубежными странами, так и в самые отдаленные и труднодоступные точки Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. На территории Железнодорожного района находятся ведущие авиапредприятия:

Хабаровск является крупнейшим железнодорожным узлом Дальнего Востока, центром Дальневосточной железной дороги, откуда можно ехать на: север -Ургал, Нерюнгри; на восток - Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Совгавань; на юг - Владивосток, Пхеньян, Китай; на запад - Благовещенск, Чита, Москва, развито пригородное сообщение. Основные предприятия ж/д инфраструктуры Хабаровска расположены в Железнодорожном районе. Это Хабаровское отделение дороги, локомотивное и вагонное депо, пассажирское вагонное депо, станции Хабаровск-1, Хабаровск-2, Сенная, строительно-монтажные и мостостроительные предприятия, ОРС ДВЖД, службы электроснабжения, сигнализации и связи, грузоперерабатывающие, вокзалы и другие.

Несмотря на тяжелое время продолжает развиваться железнодорожный транспорт, который в 1996 году отметил свое 100-летие. В 1996 году сдан железнодорожный участок "Золотое звено", связавший железные дороги Дальнего Востока и Китая, сдана электрификация участка железной дороги Хабаровск-Вяземский, совершенствуется структура и организация управления в соответствии с особенностями социально-экономического состояния страны и Дальнего Востока.

Хабаровский Автовокзал – это третьи «ворота» города, расположенные также в Железнодорожном районе. Отсюда можно уехать на международных маршрутах: на юг через Хабаровский район, paйон имени Лазо, Вяземский и Бикинский районы до г.Бикин; на восток - через Хабаровский, Нанайский и Комсомольский районы до г.Комсомольска-на-Амуре; на запад через Смидовический и Биробиджанский районы в Биробиджан и дальше; а также пригороды г.Хабаровска.

На территории Железнодорожного района расположены пассажирские и грузовые автопредприятия, способные осуществлять доставку экспедиций (грузы, людей) в различные участки тайги, прилегающие к вышеуказанным маршрутам.

В связи с развитой транспортной инфраструктурой в Железнодорожном районе в течение многих лет активно развивалось региональное снабженческо-складское хозяйство (электроопторг, Химопторг, Металлопторг и др.), способные в короткое время предоставить свои услуги для подготовки и организации различных экспедиций.

Организация и обустройство транспортно-коммунальных узлов района.

Градостроительной политикой развития и существования городских поселений предусматривается в структуре городских систем функционирование структурных зон: производственных, жилых, отдыха (торговые, культурные и спортивные центры, садовые участки и т. п.), которые обеспечивают различные потребности населения и связываются транспортной инфраструктурой (автобус, троллейбус, трамвай и др.). Таким образом, каждый житель города в разной мере является пассажиром, по статистике, каждый житель города делает в день 3,6 поездок, каждый житель Железнодорожного района, в силу специфики географического положения района в структуре города (большая площадь и большая линейная протяженность) совершает 4,9 поездок в день.

Попытки создания элементарных условий для пассажиров (укрытие от непогоды, благоустройство, возможность присесть и др.) делались и ранее, и советское время, когда решениями горкомов, райкомов предприятиям поручались установка остановочных пунктов и их содержание, т. к. в бюджетах никогда не предусматривались средства на эти цели.

Изменение ситуации (законодательных, экономических и др. условий) требуют новых подходов к решению этой проблемы. Администрацией Железнодорожного района г.Хабаровска был в 1994-95 годах изучен опыт Москвы, Воронежа, Владивостока, и на его основе была разработана концепция взаимовыгодного взаимодействия администрации района и предприятий по строительству и эксплуатации остановочных пунктов основных требований к остановочным пунктам как к комплексным пунктам по обеспечению потребительских требований гражданина.

Затем администрация района провела совещание совместно с коммерсантами района, руководителями предприятий на котором были выработаны окончательные цели и требования к остановочным стационарным пунктам:

При этом решались и следующие вопросы: выбор первоочередных мест обустройства, отвод земельных участков, отработан типовой договор с учетом интересов бизнесменов, обработана конструкция и разновидности конструкции крытых павильонов.

На 1 сентября 1996 года в районе уже было установлено 36 крытых остановочных павильона из 78 в городе (почти 50%). Эта работа продолжается. Наибольший вклад внесли: торговый дом "Анна", 6-ой хлебозавод "АО КОЛОСС", а вот "Тихоокеанская лизинговая компания" из 25 остановок (которые были им выделены в Железнодорожном районе) на этот период не установила ни одной.

Дальнейшая программа будет развиваться по следующим направлениям:

Развитие международного туризма - создание в районе разветвленной туристической инфраструктуры.

Железнодорожный район обладает развитой сетью внешней транспортной инфраструктурой (железнодорожной, автомобильной и авиационной), которая позволяет стать ему в будущем сосредоточением международной туристической индустрии (мотели, отели, гостиницы, сервис, офисы и т.п.).

Международный туризм может и должен стать в перспективе одним из основных направлений развития внешнеэкономических связей края, позволяй довольно быстро обеспечивать поступление валютных доходов. Уже сейчас ежегодный поток иностранных туристов, прибывающих в Хабаровский край превысил 50 тыс. человек. Основным сдерживающим фактором его дальнейшего роста является отставание материально-технической базы туризма, прежде всего недостаток гостиничных мест, слабая инфраструктура, а также полное отсутствие подготовленных кадров.

В области организации туризма следует упорядочить деятельность многочисленных фирм и компаний, связанных с иностранным туризмом, численность которых сегодня превысила 50. Это престиж края и города, а также необходимость контроля за доходами от туристической деятельности и ужесточение спроса за непредставление статистической отчетности.

Одной из важных и нерешенных пока проблем является перераспределение части доходов от туристической деятельности в пользу местных бюджетов. Основной привлекательной чертой иностранного туризма на территории края является "эксплуатация" его природных богатств, которые представляют собой собственность населения, проживающего на данной территории. Поэтому необходимо разработать механизм поступления значительной части доходов от иностранного туризма в местные бюджеты: в форме платы за лицензию или в форме косвенных налогов или через участие комитетов по управлению имуществом соответствующих городов и районов в качестве одного из акционеров туристических фирм. В то же время на начальном этапе, связанном с необходимостью значительных инвестиций в развитие индустрии туризма, следует определить налоговых, кредитных, финансовых и организационных мер поддержки тех фирм, которые вкладывают средства в строительство новых гостиниц, туристических баз, обучение кадров для туристических фирм и др.

Подробный анализ всех составляющих, формирующих ресурсный, производственный, кадровый потенциал, экологический фактор, особенности демографии и народонаселения территории района, даст возможность сформировать основные пути и направления структурной перестройки социально экономического развития района.

Цель структурной перестройки - формирование структуры хозяйства (развитие производства, рациональное размещение мест приложения труда и мест проживания, реконструкция инженерно-транспортной инфраструктуры, эффективное использование территорий района и коммунально-складских зон, укрепление позиций малого и среднего бизнеса, учреждений социальной системы), ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

Исходя из поставленной цели можно предварительно сформировать основные направления структурной перестройки, учитывая при этом интересы населении всего города:

Экономическое и социальное развитие любого района в значительной мере определяется состоянием его экономики. Совершенствование управления экономикой района является одной из важнейших предпосылок успешного выполнения поставленных задач. Для оценки уровня экономики районов и определения путей ее дальнейшего развития необходимо учитывать особенности каждого района, которые по тем или иным причинам отличают экономическое развитие городских районов.

Экономическое и социальное развитие любого городского района в значительной мере обуславливается его территориальной структурой и состоянием экономики, поэтому подробное изучение особенностей географии района, его застройки имеет большое значение для рационального использования территории с учетом перспектив развития его промышленности и непромышленных зон.

Городские районы являются основными административными образованиями современных городов.

Городские районы, вместе взятые, образуют целостную социально-экономическую, территориальную и демографическую систему города.

Вместе с тем, будучи подсистемой города, городской район представляет собой определенную сложившуюся территориальную и социально-экономическую систему, в которой переплетены целостная система экономических, социальных и культурных связей, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей его населения между районами и городом существует неразрывная связь во всех отраслях городской экономики.

Для любого района, как объекта управления наиболее характерны три основных признака: территориальный, демографический, экономический.

При реализации основных направлений структурной перестройки необходимо создание системы соглашений с заинтересованными фирмами, администрациями смежных районов, администрацией города, а в некоторых случаях и края.

Сложность, неоднородность поставленных задач требует от администрации района гибких подходов к решению каждой из них с целью наиболее эффективного использования потенциала территории района, некоторые аспекты которого рассматриваются в данной работе.

Евгений Ерофеев, Владимир Коваленко, Александр Ханцевич
1997

глава 1   глава 2   глава 3   глава 4   глава 5   глава 6   глава 7   глава 8   выводы


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: