бюро независимых экспертиз


управление территорией: "понимаем ли мы, что имеем и чем управляем?.."

Чрезвычайно низкий уровень прибыли и, соответственно, заработной платы на большинстве приватизированных федеральных и муниципальные предприятий является следствием дефляционных процессов в региональной экономике, особенно в добывающих и обрабатывающих сферах. Беда в том, что «установки центра» по реорганизации этих сфер в процессе приватизации не были выполнены из-за того, что местный бюджет не успел среагировать на рыночные перипетии по сырью, энергоносителям, транспорту - и выработать соответствующие договорные условия по отношению к центральному бюджету. Последний просто-напросто провел серию экономических диверсий, в результате которых произошло уничтожение трудового потенциала государственных предприятии и перераспределение производственников в непроизводственные сферы. В основном, в страховые, контрольно-налоговые, полицейские и т.д. Японцы в такой же ситуации идут совершенно иным путем. Они считают, что вертикальный прессинг государственности является гарантом минимума денежных доходов, который дополняется комплексом услуг и благ через компании и госстрах, соцкультбыт и благотворительство. Долговременные технические программы обязательно обеспечиваются развитием квалификационного и возрастного потенциала страны, префектуры, семьи. До возраста в тридцать лет специалист зависим напрямую от подготовительной среды производства и отцовского дома. Лишь затем происходит резкий рост его заработной платы и переход на уровень достаточной самостоятельности. Большинство дальневосточных предприятий не выбралось из болота старых технологии, поэтому оказалось в лагере хронических неплательщиков. К этому можно добавить практически повсеместную бесконтрольность в использовании технологического оборудования и рабочего времени.

Американские и европейские ориентиры (годовой часовой фонд рабочего времени 1800-1900 часов) выигрывают потому, что они это успели сделать прежде всего в сферах торговли, транспорта, делопроизводства. Вполне закономерно что без этого производственная компонента реорганизации условий жизни по состоянию на 01.06.96 (Хабаровский, Приморский края, Амурская область) снизилась до 31, 34, 39 процентов соответственно. Новые бизнесмены посеянные в подобной среде, отказываются от социально значимых понятий: рождаемости, экологии, санитарии и охраны труда, тем самым сильно подрывают свои связи с базой государственного регулирования этих процессов. В таких условиях поиск своего собственного пути развития без обшей (региональной) стратегии предпринимательства похож на блуждание в тумане. Дело в том, что сначала надо выяснить, чем вызваны диспропорции в отношениях "город - край - республика" и на каком этапе экономики, политики имеет смысл их разрешить или, по крайней мере, сгладить.

Во-вторых, рыночная основа на любом уровне и этапе в любой стране или регионе одинакова и лишь нюансы историко-культурного и административного характера мешают гармонии.

В-третьих, если предприниматели и ученые не изменят представления администрации о возможности развития всех видов бизнеса "во благо", планку зачетного уровня менеджмента не преодолеть.

И, наконец, специальная подготовка управленца нового типа, а не мешочника-одиночки необходима повсеместно, и прежде всего, при поддержке политических, социальных, культурных и философских баз города-центра края, республики. С челноками, как известно, центр расправляется запросто.

Не лишне напомнить, что часто местные политики, ученые и хозяйственники, оценивая первые результаты деятельности новых форм предприятии особенно АО пытаются связать ресурсно-фондовые отличительные особенности потенциала города, края с зарплатно-дивидентными факторами.

Конечно на первых порах реально ощутить возможности акционирования не удается. Рабочие, как большинство (по численности) акционеров имеют гораздо меньше, чем акционеры-управленцы. Это закономерно, так как только последние обеспечивают программы реализации продукции и конструктивный маркетинг. Баланс, как правило, поддерживается пополнением резервных фондов нераспределенной прибыли в том числе и от невыплаты дивидендов. Создается атмосфера деятельности, при которой резервы не просто "зависают" в АО. а предлагаются для общих целей району, городу, краю. Например, по обеспечению местными продуктами питания, медикаментами, социальной поддержки пенсионеров и детей.

Вполне возможно, что в инфраструктурно-раздробленных системах (района, города, края, области) при непропорциональном развитии производства жилья, услуг необходимо перегруппировать акценты по распределению прибыли, налогов и аренды. Оценивая фондоемкость территории и рентабельность каждой ее единицы мы должны прийти к системе компенсационных воздействии на компании, социальные группы, семьи, чтобы они не возражали против несовместимости некоторых принципов. Это своеобразный социально административный траст, чего так не хватает именно в период неразберихи при переходе к рынку. Различия на разных участках и уровнях и неодинаковое проявление тех или иных социально-значимых факторов должны измеряться. Для этого есть классические единицы измерения (мера стабильности, степень надежности, сроки действия до перехода в новое качественное состояние). Траст обеспечивает успех общей стратегии выживания на территории при этом способствуя стабилизации занятости и поддержанию социального спокойствия.

Во всем мире переходные периоды, связанные с технологическими военно-политическими (оккупация), энергетическими ямами (нефтяные бумы, экологические шоки) выводили территории на новую качественную ступень развития. На этой ступени, как правило, наиболее четко проявляются два момента: резко возрастают темпы урбанизации застройки и дорожает общепринятая денежная единица. Лишь после этого можно ожидать рационализации хозяйства города, закрытия основной массы предприятий, которые не выполняют радикальных распоряжении по энергосбережению, материалоемкости и другим параметрам, в том числе с кардинальным изменением технологий. По этому поводу, очевидно, необходимо провести референдум (город, край). Иначе, при отсутствии поддержки населения, как подталкивающей силы, общего "пирога" не испечь. Таким образом, «исключительность» или «особенность» развития края, региона, на которые мы привыкли делать установки при оценке ресурсов территории, получают совершенно иное звучание,  т.е. кто быстрее и мощнее пройдет сито классической реформы условий жизни, тот и выживет.

Евгений Ерофеев
1996

© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: