бюро независимых экспертиз


Информационные системы налогообложения в Дальневосточном регионе

Правовое поле России, особенно в части использования общих законов по налогообложению представляет собой сегодня пестрое лоскутное одеяло, которое плохо греет и трещит по швам. Отсутствие историко-географического анализа экономики хозяйств - субъектов Федерации привело к информационной изоляции одних территорий и протежированию лишь немногих, послушных и усердных “центристов”.

Тихоокеанская Академия Информациологии и Экологии Разума, имея солидный опыт взаимодействия с ГНИ, ФСНП, Госказначейством, Пенсионным Фондом РФ, Департаментами социальной защиты, предлагает свое видение этой проблемы. Для чего существует комплекс технологических приемов по анализу организационных структур управления этим процессом; персонал-диагностика кадров, лично отвечающих за все виды информации и оперативные действия на основе экспресс-анализа. В значительной степени нам удалось не только получить практические результаты по ликвидации долгов в Пенсионный и другие фонды России, но и создать предприятиям режимы благоприятствования в разнообразных сферах: кадровых, финансовых, организационно-производственных.

Группа независимых экспертов, которая участвует в этой работе, считает, что определение территориального налогового пространства как экономического полигона (см. В.Дудорин, Управление экономикой и реформы. - М.:Менеджер, 1998, стр.108) является не только недостаточным, но и опасным, так как всю суть работы ориентирует на минимизацию налогов: НДС, на прибыль, имущество и других (стр.90). Тем не менее, московские аналитики на этом фоне полагают, что сбор налогов увеличится.

Мы считаем, что в случае с Дальневосточным регионом, обязательства центра по налоговой политике должны выполняться с опережением встречных (края. области) на три-четыре месяца. Основанием является диспропорции в информационных (текущем, балансовом, сводном, финансово-кредитном) режиме взаимодействиях центра и регионов. При изучении механики этих процессов оказывается. что торговые сделки внутри региона и вне его связаны рядом поправок местных администраций, которые можно понимать двояко: неподчинение налоговым законам или проявление самостоятельности по защите налогоплательщика от пресса федеральной налоговой машины. Нам представляется, что и в первом и во втором случае нарушается Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” - статьи “Государственная должность” и “Принципы организации деятельности”. Весьма часто под лозунгом защиты прав и свобод граждан на локальной территории проявляются чисто сепаратистские приемы разделения на “наших” и “не наших”. Конечно, надо дифференцировать возможности этих самых объектов, но не следует забывать, что закон для всех одинаков, плох он или хорош. Обычно он плох в части ответственности за принимаемые решения, но весьма лоялен к подготавливающим решения. В этой связи стоит рассмотреть адаптацию указанных, в том числе обязательных понятий об ответственности с позиций информациологии, науки обо всех явлениях объективной реальности на любом уровне принятия, исполнения или неисполнения решения. На примере Дальнего Востока чаще всего рассматриваются его богатая сырьевая база и дотационная сущность систем жизнеобеспечения. Можно согласиться с Председателем “Ассоциация ДВ и Забайкалья” Виктором Ишаевым, что и то и другое, будучи по отдельности блефом, вкупе образуют предмет взаимодействия Федерального центра и субъектов Федерации со всеми его политическими перекосами.

Реальный режим деятельности приграничных территорий региона, где проживает более 90 процентов населения, они же физические лица - налогоплательщики и сосредоточено до 71 процента хозяйственного потенциала в руках рыночных субъектов, они же - юридические лица - налогоплательщики, - демонстрирует отсутствие не только информационного, но и компенсационного (финансово-товарного) поля. А это значит, что нет и объекта управления, в классическом понимании этого термина.

В этой связи отметим, что город Хабаровск выступает базой для почти 40 процентов промышленности края и выступает плательщиком до 50 процентов от общей суммы собираемых налогов.

Применительно к Краснофлотскому району г.Хабаровска, следует сказать, что район дает до 10 процентов налоговых поступлений от всего объема городских налогов.

Обратимся к некоторым фактическим данным по району - за 1997-99 годы.

В 1997 году предприятиями района произведено потребительских товаров на 60,3 млн.рублей. По сравнению с 1996 годом выпуск потребительских товаров снизился на 30%, выпуск продовольственных товаров - на 32%. Объем промышленной продукции, по сравнению с 1996 годом, уменьшился на 2%.

В структуре налогоплательщиков почти 70 процентов составляют предприятия смешанной и частной формы собственности.

В 1998 году количество плательщиков-юридических лиц по сравнению с 1997 годом уменьшилось на 25 процентов. Структура собственности осталась примерно той же.

Выпуск потребительских товаров за год увеличился на 29%, в том числе продовольственных - на 37%. В то же время, выпуск промышленных товаров снизился на 75%.

Среднегодовое число предприятий сдающих “убыточные” снизилось с 43% до 38%, сдающих “прибыльные” увеличилось с 27% до 30%. Количество плательщиков, сдающих “нулевые” балансы, осталось на прежнем уровне - 23-24 процента.

За первое полугодие 1999 года количество плательщиков-юридических лиц выросло (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 20 процентов. Хотя к концу текущего года их общее количество должно сократиться в три раза, так как по большинству предприятий Арбитражным судом Хабаровского края принято решение о ликвидации.

В связи с чем, отмечается увеличение числа предприятий сдающих “прибыльные” балансы (на 3%) и “нулевые” (на 5%). На 7 процентов уменьшилось количество предприятий сдающих “убыточные” балансы.

В целом можно сказать следующее, что экономика района зависит не только от числа и структуры промышленных предприятий (а таких в районе, по официальной статистике, насчитывается 12), но и от числа и структуры всех налогоплательщиков-юридических лиц района. Если район считается инфрраструктурообразующим, то он будет промышленно насыщен. Если он считается “спальным” (применяя градостроительную терминологию), то доля промышленности будет низкой, в то время как насыщенность плательщиками-физическими лицами и их частным имуществом будет высокой. Отсюда вытекает следующий вывод, что налоговое бремя должно быть дифференцированным по районам: в зависимости от структуры налогоплательщиков и налоговых объектов, а также учитывать тенденции развития территориального хозяйства.

Анализируя мировую практику, заметим, что в последнее время тенденция увеличения налогоплатежности перемещается с промышленных предприятий на отрасли сервиса и обслуживания, как по числу занятых, так и по доле национального дохода.

Возвращаясь к району, отметим, что наибольшую долю налоговых поступлений дают предприятия пищевой промышленности (до 50%). Это связано с тем, что их три такого уровня (по объему занятых и производства) в этом районе. Эти предприятия расположены в черте района, но считаются краевого масштаба.

Неоднозначность товарного покрытия в производстве и потреблении (имеется ввиду широкий диапазон разброса оценок в разных валютах) приводит к тому, что центру приходится довольствоваться усредненными или экспертными показателями того или иного процесса. Искажение информации ведет к тому, что центр вынужден лавировать даже между теми, с кем плотно занимался ранее.

Анализируя результаты исполнения территориального бюджета по статье “доходы”, необходимо привести фактический материал, на базе которого возможен такой анализ. Налоговые поступления (Краснофлотский район г.Хабаровска) в их разрезе по видам бюджетов и налогов за два с половиной года (1997-98 и 6 месяцев 1999 года).

Налоговые поступления по видам бюджетов, тыс.руб

Виды бюджетов за 1997 год за 1998 год отношение 98/97 в %
Всего в том числе Всего   в том числе Всего   в том числе
зачеты живые зачеты живые зачеты живые
Всего 250 104 110 107 139 997 171 996 52 049 119 947 68,8 47,3 85,6
в том числе                  
федеральный 118 294 35 758 82 536 59 266 615 58 651 50,1 1,7 71,1
краевой 72 015 43 230 28 785 62 043 34 605 27 438 86,1 80,0 95,3
местный 59 795 31 119 28 676 50 687 16 829 33 858 84,8 54,1 118,1

Рассмотрев динамику, отметим, что сбор налогов выполнен в 1998 году на 70 процентов от предыдущего года. Заметно падение зачетов - до 47%, а живых денег выросли до 86%. В разрезе поступлений по видам бюджетов можно сказать, что наибольшую долю занимают налоги в федеральный бюджет, затем краевой и местный. Заметное падение в 1998 году налогов в федеральный бюджет объясняется снижением зачетов, а также ростом поступлений в местный бюджет (до 120%).

Рассмотрим отдельно налоговые поступления в федеральный и территориальные бюджеты.

Поступление налоговых платежей в федеральный бюджет, тыс.руб

Виды налогов за 1997 год за 1998 год отношение 98/97 в %
Всего в том числе Всего в том числе Всего в том числе
зачеты живые зачеты живые зачеты живые
Прибыль 12 741 7 969 4 772 4 564 76 4 488 35,8 1,0 94,0
НДС 54 894 24 659 30 235 28 279 539 27 740 51,5 2,2 91,7
Акцизы 39 831 2 500 37 331 25 079 25 079 63,0 67,2
Природные ресурсы 83 83 387 387 466,3 466,3
Госпошлина 338 338 255 255 75,4 75,4
Прочие 10 407 630 9 777 702 702 6,7 7,2
Всего 118 294 35 758 82 536 59 266 615 58 651 50,1 1,7 71,1

Из приведенной таблицы видно, что львиную долю поступлений обеспечивают три налога: НДС, акцизы и на прибыль. Причем, если в 1997 году доля живых денег и зачетов в поступлениях по НДС и акцизам примерно была равной, то в налоге на прибыль, зачеты были в два раза “тяжелей” живых денег. В следующем году картина изменилась - доля зачетов заметно снизилась.

Поступление налоговых платежей в местный бюджет, тыс.руб

Виды налогов за 1997 год за 1998 год
Всего в том числе Всего в том числе
край местный край местный
Прибыль 14 534 4 786 9 748 8 979 5 811 3 168
НДС 17 686 4 563 13 123 11 825 6 225 5 600
Подоходный налог 42 049 25 845 16 204 36 349 22 313 14 036
Акцизы 32 390 32 390 24 153 22 229 1 924
Имущество 5 456 5 456 9 573 1 680 7 893
Местные налоги 14 526 3 203 11 323 13 175 213 12 962
Прочие 5 169 1 228 3 941 8 676 3 572 5 104
Всего 131 810 72 015 59 795 112 730 62 043 50 687

Почти половину налоговых поступлений в территориальный бюджет обеспечивают два налога: акцизы и подоходный налог. Край получает за счет этих двух налогов почти 70 процентов своего бюджета, а город держится за счет местных налогов, подоходного, и, в какой-то степени, за счет НДС. Отчетлива видна тенденция, что сумма краевых налогов, выше на 15 процентов чем городские.


Продолжение (Часть 2)


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: