бюро независимых экспертиз


ЛОКАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРАТЕГИЙ В ГОРОДЕ И ГОРОДСКИХ РАЙОНАХ

Ошибочность мнений в том, что надо побыстрее создать конкурентоспособную продукцию и тогда дела в регионе пойдут на лад, зиждется на натасканных приоритетах производства над потреблением. При отсутствии первого, второе просто-напросто вынуждено искать альтернативы. Это могут быть алкоголь, наркотики, насилие и т.п., т.е. вещи (продукты или услуги) при помощи которых эффект достигается наиболее быстро и с минимальными затратами.

Попытка использовать в расчетах нормативы потребления стационарного типа (сады-ясли, аптеки, магазины и т.д.), следуя законам градостроительства, сейчас неуместна хотя бы из-за того, что большая часть услуг приобрела криминогенный характер, во-первых потому, что иначе и потребителя и производителя разденут налоги, во-вторых, ни о каком качестве производства и потребления в эпоху, когда нет денег на руках у потребителя, не может быть и речи. Вот почему, почти ничего не производя серьезного на экспорт, мы открыли ворота иностранному бизнесу. А на востоке, как известно, и ворот-то нет. Москва ворота открыла, замки-ключи порастеряла и теперь мы формируем своими акциями типа «Путина» фазисы регионального дисбаланса экономики и политики. И везде нас учат, как зарабатывать для региона деньги, причем мы настолько в натуре "пограничники" и "дальневосточники", даже обижаемся с трудом, что нам не дают эти деньги делать. Заметьте, как приутихла реклама местного предпринимательства, особенно в Хабаровске Нетрудно догадаться, почему?.. У нас никогда не было своих денег, собственной инфраструктуры торговли, быта и жилья. На Дальнем Востоке, и особенно в Хабаровском крае легко адаптировались "чужие деньги" и в административных «сачках» управления оседали они, не доходя до большей части населения.

Ныне предлагаемые безналичные формы расчетов за жилье и коммунальные услуги непременно приведут и к необязательности этих платежей. Причем наказать за неплатежи будет очень сложно. Вот, если бы те же жители, а особенно льготники, получали наличные деньги и в случае использования их не по назначению отвечали по закону вплоть до выселения, вопрос можно было бы решить легче. Или за тебя заплатят, или заложи, как в ломбард, на определенный срок свою квартиру. Иначе откуда бюджету района (в городе) покрыть все возрастающие расходы ЖКХ на содержание жилья и коммунальные сферы. Стоит заметить, что ограничиваться местными (локальными) (микрорайонными и коммунально-бытовыми) источниками нельзя. Надо, чтобы городские районы вошли в схему конкурентоспособности как территориально-хозяйственные комплексы. Кто быстрее оценит свои приоритеты, предложит эффективные межрайонные рыночные процедуры и наладит связи, тот и должен пользоваться плодами своей расторопности. Менеджеры районов должны согласовывать только последствия деятельности своих "подопечных" компаний, предприятий, организаций. В тактическом плане единство невозможно, так как здесь важно работника-производственника и работника-менеджера освободить от обязаловки плана (имеется в виду вала). Менеджеру в целях экономии времени совсем необязательно утрясать с местными властями те или иные ходы, но если он выпадет из общей схемы игры, он должен быть наказан в большей степени, чем производственник. На этом фоне в крупном городе механическая миграция трудовых ресурсов становится все более "частной". Рабочему невыгодно тратить массу времени на непроизводительные перемещения при помощи общественных средств передвижения, потому он или вынужден или заинтересован иметь индивидуальный транспорт, оргтехнику, оборудование.

Конечно, по сравнению с недавними дифирамбами обобществлению производства, голосок индивидуала еще слаб, но он еще проявит себя. А время подскажет когда, где и с кем объединяться в труде и жизни. Чувство собственника японцы, например, прививают простым способом: почти везде в мире японец работает на отечественном оборудовании; что существенно повышает эффективность труда и контроля за ним. Без этого принципа трудно убрать с дороги предпринимательства камни нечестной игры. Примером могут служить отношения фирм и компаний, зарегистрированных в городских районах с аналогичными предприятиями городской администрации. Понятно, что подавляющее воздействие на рынок последней невозможно, хотя бы потому, что районные схемы предпринимательства более мобильны и юридически менее уязвимы. Какие бы кабальные условия функционирования (ограничение территории действия, особенно в торговле; дополнительный налоговый прессинг; обременительные процедуры учета и контроля и т.п.) город не санкционировал, районы быстрее налаживают "живую" связь с потребителем, а также между потребительскими комплексами и снабженческо-сбытовыми структурами любого уровня. Город вынужден в таких условиях либо создавать дополнительные регистрационно-контрольные службы, либо должен стать координатором (помимо управления торговли) в сфере консультационно-коммерческой деятельности.

Установление гармонии отношений между всеми участниками этого процесса - главная задача сегодня. Полигоном может служить сфера перераспределения фондов и земли на территории города и в пригородных сельских районах. Сегодня в городе вполне оправдана аренда земельных участков, так как владельцы жилья здесь находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Сельский труженик и потребитель в пригороде должен получить в безвозмездное пользование не только приусадебный участок, но и обрабатываемые земли. Это и есть элемент согласия, первый шаг в гармонизации экономического пространства локализованных расселенческих систем. Таким образом удастся избежать конфликта реорганизации глобальных производственно-расселенческих групп (город - городской район, промрайоны и узлы, комбинированные производства и коммерческие структуры, занимающиеся значительные территории). Сюда относятся выставочно-торговые комплексы, рынки, акционированные промышленные предприятия, обслуживающие население. На нижнем уровне этих сфер проверяются экономические и технические проекты, технологии организации бизнеса, поэтому верхние сферы, в т.ч. и управленческие не должны навязывать общей линии экспериментов кабальные условия типизации налогов и прочих плат в бюджет.

Экспериментаторы, индивидуалы в особенности, сами способны распорядиться своим рабочим временем и соответственно прибылью. Повышая зарплату, мы не добьемся процветания для всех, также как, латая дыры бюджета за счет налогов со всех пунктов деятельности. Реальный собственник в таких условиях "честным" путем не родится. Городская власть должна иметь консультационно-коммерческие рычаги (независимые центры) для того, чтобы провести реальный отбор предпринимательских сфер необходимых для жизнеобеспечения города. На этой основе координация действий из технической сферы (купи-продай) переходит в технологическое русло (где, сколько, кому, при помощи кого). Тогда уровень значимости административных воздействий на экономику города и степень удовлетворения потребностей его населения, в т.ч. и предпринимательских звеньев можно считать согласованными.

 

А это и есть элемент социальной стабильности и веры в правильность курса рыночных отношений, признак фирменности и привлекательности для внешних инвесторов и партнеров

Евгений Ерофеев

1996


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: