бюро независимых экспертиз


Глава 3. ИЩИТЕ ДА ОБРЯЩЕТЕ

Новую идею необходимо найти и сорвать, как созревший плод с дерева. Но не ждите, что идеи начнут падать вам на голову. Чтобы собрать «урожай», необходимо приложить кое-какие усилия.

«Усилия» не имеют ничего общего с карабканьем на гору, перебиранием четок и песнопениями, пока - эврика! - не начнется настоящий мозговой штурм. (Иначе вы только протрете ботинки до дыр.)

Слова Йоги

Лучше вспомнить о словах Йоги Берра: «Наблюдая, можно многое увидеть».

Просто? Конечно, просто. Банально? Возможно. Однако почему-то очень немногие из нас - и очень немногие из наших компаний - удосуживаются «остановиться, оглянуться» и увидеть хоть что-нибудь.

Проблема привычного нам образа мышления состоит в том, что в погоне за новой информацией мы не уделяем достаточного внимания крайне важному этапу восприятия. Мы почему-то стремимся перескочить на второй этап, к обработке полученных сведений.

Повторяем: самые креативные, самые инновационные идеи находятся рядом, «под носом».

Существуют два способа наблюдать и видеть.

  1. Непреднамеренно, случайно, интуитивно. (Здесь главное собрать идеи так, чтобы ими можно было воспользоваться.)

  2. Путем систематического поиска ответа, который наверняка должен существовать. (Но где его искать?)

Повторяем: самые креативные,

самые инновационные идеи

находятся рядом, «под носом».

Это сладкое слово «интуиция»

«Интуитивная прозорливость» (англ, «serendipity») - это умение случайно делать счастливые открытия. (Их совершают персонажи персидской сказки «Три принца из Серендипа», откуда это слово и пришло в английский язык.)

И К. Гутиеррес, и Т. Штемберг идут по пути одного легендарного бизнесмена. Превративший в 1930-х гг. корпорацию General Motors в одно из лучших в мире производственных предприятий Альфред Слоан не принимал типичного представления о председателе совета директоров крупной компании. Ему нравилось лично работать с покупателями.

Золото можно найти и в «грязи» рынка.

Время от времени А. Слоан уезжал из штаб-квартиры в Детройте и появлялся в салоне какого-нибудь дилера в другом городе. Он представлялся и просил дать ему несколько дней поработать в качестве помощника менеджера или продавца. (Само собой, дилеры соглаша­лись.) А затем А. Слоан возвращался в свой кабинет и начинал высказывать замечания относительно поведения покупателей и их предпочтений во всем, от дилеров до дизайна автомобилей.

Золото можно найти и в «грязи» рынка. По словам корифея теории менеджмента Питера Друкера, за счет регулярных выездов «на места» А. Слоан сумел распознать больше рыночных тенденций, чем «штатные» исследователи. Причем более важных и раньше, чем «конкуренты».

А. Слоан наблюдал. А увидев, действовал.

Одна маленькая поездка

Основатель компании Wal-Mart Сэм Уолтон, к концу жизни ставший самым богатым человеком в Америке, бывало, отправлялся в свои магазины вместе с доставлявшими товары водителями. Коллегам он говорил, что это чрезвычайно интересное занятие. Но представьте себе, сколько всего он узнал за время этих поездок!

Скромный «мистер Сэм» определенно любил находиться вместе со своими войсками на передовой. Как-то ночью ему не спалось. Сэм встал с кровати, оделся и отправился в круглосуточную булочную, где приобрел десяток пончиков. Он привез их на разгрузочную платформу одного из своих магазинов и провел там остаток ночи в беседах с рабочими. Из них С. Уолтон узнал, что душевых кабин для персонала на складе слишком мало, и на следующее же утро лично позаботился об установке новых. На тот момент годовой объем продаж Wal-Mart составлял примерно $25 млрд.

Вербовка контрактников

Майкл Абрашофф - командир эсминца «Benfold», приписанного к тихоокеанскому флоту США. Прежде чем ступить на капитанский мостик, он работал в канцелярии в Пентагоне. Прибыв на «Benfold», M. Абрашофф принес с собой собственную концепцию лидерства. Он собрал всех матросов-контрактников и задал им следующие вопросы: «Что вам нравится на "Benfold"? Что вам здесь не нравится? Что бы вы изменили?»

Вопрос: а вы находите время для посещения

своих «нижних палуб»?

Результаты? Предложения экипажа позволили экономить более $1 млн; боевой дух личного состава - один из самых высоких на флоте; «Benfold» удостоен звания лучшего корабля ВМФ США. Все это благодаря идеям, которые никогда не родились бы на свет, если бы капитан М. Абрашофф никогда не заглядывал - и не прислушивался - к обитателям нижних палуб.

Вопрос: а вы находите время для посещения своих «нижних палуб»?

Начинаем наблюдать

Так что вылезайте из своего «президентского» кресла и отправляйтесь в прогулку по миру.

Сохраняем идеи

Что-нибудь поразило ваше воображение во время этой прогулки в поисках идей?

Суть в том, что все творческие личности записывали свои идеи. Вам следует делать то же самое. Заведите для всех остроумных идей, воплощения которых вам доведется увидеть или услышать о них, дневник, папку, компьютерный файл.

Вам никогда посреди ночи не приходила в голову блестящая идея, о которой к утру оставались лишь смутные воспоминания? Положите блокнот возле кровати, диктофон в салон автомобиля.

«Неожиданные мысли, - говорил Фрэнсис Бэкон, - часто оказываются самым ценными. Их следует хранить, потому что они редко посещают нас вторично».

Некоторые наши знакомые утверждают, что лучшие идеи приходят к ним, когда они принимают ванну или душ. (Да-да, существуют водостойкие карандаши и планшеты.)

Память - не магнитофон, ее невозможно включить на «запись». Видеть мир - не то же самое, что фотографировать его. Детали теряются.

Записывайте. Вводите информацию в ноутбук, карманный компьютер, куда захотите, лишь бы сохранить возможную идею. Не полагайтесь на свою память.

Записывайте. Вводите информацию в ноутбук,

карманный компьютер, куда захотите, лишь бы

зафиксировать возможную идею.

Не полагайтесь на свою память.

По словам экспертов, через 24 часа мы забываем 80% того, что, как нам кажется, мы запомнили. (Хотите, мы повторим эту статистику через несколько глав, а вы проверите свою память?)

Менеджер на все времена года

Предположим, вы летите в самолете и читаете журналы, почту. Среди бумаг, в каком-нибудь неизвестном издании вам может повстречаться статья о Джо Торре, менеджере бейсбольной команды New York Yankees.

Статья привлекает ваше внимание, поскольку, во-первых, вы большой любитель бейсбола. Во-вторых, вас заинтересовало утверждение автора о том, что Дж. Торре фактически можно считать моделью для современных корпоративных менеджеров. Ибо он добивается максимума возможного от своих подопечных, требовательное начальство всегда им довольно, а победы следуют одна за другой. Читая, вы находите некоторые принципы менеджмента по Дж. Торре весьма занятными.

Теперь вы уже по-настоящему взволнованны, поскольку видите массу возможных применений этим идеям. Первым из них оказывается, к примеру, речь, которую вам предстоит написать для нового главы подразделения, пообещавшего внедрить новый способ ведения бизнеса.

Вам всего-то необходимо запомнить пару-тройку ключевых идей из Джо Торре. Вы это можете, верно?

А вот что произойдет на самом деле. Если вы прямо сейчас не отметите для себя эту статью, если вы прямо сейчас не выпишите для себя основные замечания, если вы прямо сейчас не положите листок в папку с материалами к речи, ваши благие намерения обратятся в прах прежде, чем вы закончите с чтением всего остального. Не полагайтесь на свою память.

Первенство и новизна

В качестве подтверждения предлагаем проделать одно простое упражнение. Прочтите приведенный ниже список слов. Не пытайтесь их запомнить. Просто про себя, и все. Закройте книгу и запишите слова, которые вы припоминаете, пусть даже в произвольном порядке:

отпечаток, поршень, пенис, желе, стоп-сигнал,

газонокосилка, шелк, сон, шампанское, цветы,

вслепую, лужа, террорист, почта, шампунь,

блюдце, джинсы, пингвин, таунхауз, лотерея, рай.

Поскольку слов больше семи, вам вряд ли удастся запомнить весь список. (Шестьдесят лет назад гарвардский психолог Джордж Миллер обнаружил, что в кратковременной памяти среднего человека могут храниться не более семи информационных «отрезков», таких как семь торговых марок в категории или семь цифр в телефонном номере.) Однако некоторые слова вы запомнили. Тут мы имеем дело с эффектами первенства и новизны. Скорее всего, вы запомнили слова из начала и из конца списка.

Эффект первенства обусловлен тем, что вначале вы находились в открытом психическом состоянии. Эффект новизны проявляется в меньшей интерференции между словами в конце списка и временем воспоминания, чем между словами в середине списка и временем воспоминания.

Вернемся к статье о Дж. Торре. Если вы натолкнулись на нее не сразу после того, как плюхнулись в кресло 10С, или намного позже, уже перед посадкой - что ж, удачного вам запоминания! (Хорошо еще, если вы запомните название журнала, в котором была напечатана статья.)

Вот почему люди эффективные всегда фиксируют свои идеи.

Ищите да обрящете

Как-то раз мы беседовали с группой руководителей и старших врачей одной из больниц и поинтересовались, в каких сферах они хотели бы видеть больше новых идей.

Мы не услышали почти ничего о новых товарах и услугах. Наших собеседников волновало решение проблем операционного и человеческого характера.

Вам нужны решения? Они существуют! Кто-то где-то наверняка уже искал то же, что ищете вы. Чтобы это доказать, поможем нашим друзьям-медикам найти готовые ответы на их вопросы.

Вопрос о зоне обслуживания

Попытаемся ответить на первый вопрос из списка: как обеспечить медицинский уход людям, живущим за пределами зоны обслуживания больницы?

Для начала можно просмотреть журналы с информацией на эту тему. (В любом виде бизнеса существуют издание или база данных, построенные по принципу дайджеста существующих материалов.)

В больничном бизнесе существует COR Healthcare Resources. Каждый месяц эта организация просматривает тысячи статей, чтобы составить из них бюллетень методов управления в здравоохранении.

В ее архивах можно найти данные о том, как решали проблемы с зонами обслуживания приблизительно 5000 американских госпиталей. Вот он, искомый трактат «О важности расширения зоны охвата в медицинском обслуживании сельской местности западной части штата Кентукки». Теперь остается прочитать его и использовать некоторые решения коллег на практике.

Интернет-разведка

Огромную помощь в поисках идей оказывает Интернет, это невероятное информационное пространство у кончиков ваших пальцев. Хорошая новость.

Плохая новость состоит в том, что Интернет представляет собой океан нигде не опубликованных, недостоверных данных, не претендующих ни на точность, ни на какую-либо редакторскую проверку. Место, где подросток способен выдать себя если не за Перри Мейсона, то менее известного адвоката.

Однако будем истолковывать сомнения в пользу наших врачей. Предположим, они умеют пользоваться различными поисковыми системами и порталами и знакомы с компьютерной логикой. А также достаточно умны, чтобы отделить зерна от плевел.

При должном усердии поиск даст множество идей о расширении зоны обслуживания. Вот одна из них, примененная больницей св. Луки из городка Белтехем (штат Пенсильвания). Там для оказания профилактических услуг удаленному от больницы населению применили специально оборудованные машины. Ваши хранилища неожиданно начинают пополняться полезными идеями относительно изобретения больницы св. Луки.

И не нужно изобретать велосипед. В вашем распоряжении - полное досье одного хорошего способа охвата населения.

Можно ли назвать это занятие невероятно творческим? Грандиозным идейным прорывом? Или всего-навсего поиском действенного, прагматичного плана действий, осуществлять который можно немедленно? Вам решать.

Схватываете?

В мире существует информация практически обо всем. Предположим, вы трудитесь в компании «Совершенный дизайн». Ваша задача - спроектировать новую бутылку для нового напитка. И вот вы загружаете новенькую графическую программу в свой «Power Mac G4». О-хо-хо, да у вас под рукой вычислительных способностей на три миллиарда операций в секунду! С такой скоростью вы создадите несметное количество дизайнов бутылки еще до того, как ваш босс спросит...

Погодите, Пикассо. Почему бы сначала не обрушить всю компьютерную мощь на какую-нибудь поисковую машину? Вы узнаете, что ученые досконально изучили эргономику бутылки, что бихевиористы записали процесс питья из бутылки на видеопленку и сделали гипсовые слепки расположения рук, что исследователи знают даже объем «одного большого глотка» (190 мл).

В мире существует информация практически обо всем.

Все эти знания могут натолкнуть вас на идею нового, более ровного (или неровного) дизайна. (В свое время компания Gatorade представила крупную пластиковую бутылку для своего напитка в форме песочных часов, после чего объем продаж в некоторых регионах подскочил на 25%.)

Информация есть, стоит только поискать.

Информационные эксперты

В своей компании вы, скорее всего, принимаете решения, а не собираете информацию. Так что если вы (или ваш помощник, или секретарь, в тех случаях, когда Господь наделил вас кем-то из них) в течение 15 минут поиска в Интернете не находите устраивающего вас ответа на вопрос, бросьте это дело.

В такой ситуации работу лучше поручить библиотекарю, профессиональному исследователю или информационно-исследовательской фирме.

Сырой материал

Enchantment Resort - шикарное место отдыха в г. Седона (штат Аризона), одно из 15 лучших в Америке. Во всяком случае, так отзываются о нем читатели журнала «Travel & Leisure». Когда там построили роскошный бассейн, его решили назвать в честь коренного населения тех мест, чьи жилища располагаются прямо в стенах местных каньонов. Поиск в словарях и мифах племен Апачи и Явапай дал название «Mii Amo», что в переводе означает «движение вперед». (Ищите да обрящете).

В мире, в котором количество информации измеряется в гигабайтах, всегда следует предполагать, что ответ существует, стоит только поискать.

В мире, в котором количество информации

измеряется в гигабайтах, всегда следует

предполагать, что ответ существует, стоит

только поискать.

Не важно, где или как вы найдете созревший плод. Важно, что теперь у вас есть идея. Цель не изменилась: вам необходимо нечто, что поможет решить проблему или станет основой будущего успеха. Теперь, когда у вас есть ваш фрукт, можете готовить инновационный коктейль.


Введение    Глава 1    Глава 2    Глава 3    Глава 4    Глава 12


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: